В случае с погибшими бойцами механизм действий (установление личности, поиск родственников, захоронение) понятен и отработан. А вот с мирными жителями ситуация иная: правовых оснований вести работу по их обнаружению и перезахоронению в настоящий момент нет.
Обсуждаемый документ важен, в частности, для поисковиков. Если они находят останки мирных граждан, их деятельность, по сути, не санкционирована и даже может попасть под уголовное преследование - например, по статье 244 Уголовного кодекса РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения".
Между тем, такие находки во многих регионах далеко не редкость. К примеру, в период оккупации в Ставорополье замучено, расстреляно и отравлено газом около 5,5 тысячи человек. В 1943 году в Минводах погибли 6,3 тысячи мирных жителей. Однако информация о том, где и как именно произошло преступление, не дает законных оснований для перезахоронения жертв и создания памятного места. В лучшем случае, по итогам работ поисковиков пополняются данные архивов.
Архивные документы по делу о признании преступлений нацистов геноцидомИсторическое сообщество Ставропольского края предлагает использовать опыт прошлых лет, сообщает ГТРК "Ставрополье". В 1943 году была создана комиссия по расследованию преступлений фашистских оккупантов. Возможно, пришло время для создания подобных экспертных комиссий и сегодня. В регионе отмечают: важно, чтобы принимаемый закон унифицировал процедуру увековечивания памяти жертв геноцида для всей страны, от учреждения органов и комиссий, до единого механизма согласования.
Проект федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" закрепляет понятие "геноцид советского народа", устанавливает формы увековечения памяти жертв геноцида советского народа, регламентирует порядок захоронения (перезахоронения) жертв и обеспечения сохранности захоронений или непогребенных останков.
Также, как уточняется в документе, "закрепляется специальная процедура согласования и проведения поисковых работ в отношении останков мирных граждан. Для обеспечения сохранности непогребенных останков погибших жертв геноцида при их обнаружении может вводиться ограничение в виде запрета на проведение строительных, земляных, дорожных и других работ с целью исключения их повреждения или несанкционированного перемещения".