Как пояснили в РГО, виртуальная экскурсия "Витязь. Эпоха научных путешествий" посвящена знаменательной дате - в 2024 году отмечается 30-летие швартовки судна у музейного причала.
Посетить судно, не выходя из дома, помогут 13 сферических панорам. В частности, желающие могут заглянуть в каюту капитана и лаборатории, в которых во время экспедиций работали ученые, изучавшие секреты океанов. Экскурсия также включает в себя 20 ретроспективных видеосюжетов и два фильма, в которых собраны уникальные видеокадры экспедиций. Видеоряд позволит пользователю буквально окунуться в жизнь исследователей.
"Представьте, как матросы поднимают на борт сети, полные диковинных рыб и удивительных существ - обитателей морских глубин. И каждое открытие - это настоящий прорыв, сенсация в мире науки!", - говорят в РГО.
Кроме того, в открытом доступе выложено более 100 документальных материалов, в том числе оцифрованных фотографий и архивных документов. Ну а чуть ли не главным сюрпризом разработчики называют встречу с "легендарным котом судна, который проведет интерактивный тест и проверит полученные знания".
"Одновинтовой двухпалубный теплоход "Витязь" внес колоссальный вклад в изучение Мирового океана. В период с 1949 по 1979 год он совершил под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов, прошел около 800 тысяч морских миль и выполнил почти 8 тысяч научных станций. На "Витязе" произошло формирование школы отечественной океанологии", - перечислили в РГО.
Судьба этого судна была непростой. По данным Музея Мирового океана Минкультуры РФ, изначально этот теплоход получил название Mars. Он был построен в 1939 году на верфи Бремерхафена в Германии.
В то время никто и не думал использовать его для изучения океанских глубин. Судно строилось для перевозки цитрусовых из южных стран, а в начале Второй мировой войны было перепрофилировано на перевозку целлюлозы из Скандинавии.
Далее в годы войны оно выполняло даже роль госпиталя в составе военно-морского флота Германии, в 1945 году вывозило беженцев, а после войны в составе репараций было передано Великобритании и получило наименование Empire Forth.
В 1946 году репарации пересмотрели, и судно передали СССР. Его включили в состав трофейного флота и приписали под названием "Экватор" к Балтийскому пароходству.
В том же году судно приглянулось Институту океанологии АН СССР. "Экватор" стал "Адмиралом Макаровым", был реконструирован в ГДР, получив уникальное научное оборудование. В частности, его оснастили глубоководными якорной и траловой лебедками, что позволяло ему становиться на якорь и работать на глубинах до 11 километров.
Впоследствии судно получило название "Витязь", став третьим отечественным научным кораблем с таким именем. Первый "Витязь" послужил всемирно известному этнографу Николаю Миклухо-Маклаю, на втором "Витязе" исследования океана проводил адмирал Степан Макаров.
Третий "Витязь" очень долго и надежно служил своей стране и всей мировой науке. Он посетил 100 портов в 49 странах, став "послом дружбы и мира", на его борт поднимались всемирно известные исследователи Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал.
Последний рейс "Витязь" совершил в 1979 году вокруг Европы, после чего родилась идея его сохранить, сделав музеем. Но только в апреле 1990 года было издано постановление правительства РСФСР о создании в Калининграде Музея Мирового океана, и в августе 1992 года Институт океанологии передал "Витязь" музею. А в июле 1994 года, после завершения ремонтных работ, "Витязь" ошвартовался у музейного причала на реке Преголе, в центре Калининграда.