Научная статья на эту тему опубликована в журнале "Вестник архивиста". Авторы отмечают, что традиционный интерес у исследователей всегда вызывал феномен возвращения на историческую родину переселенцев. Ими двигала идея построения в советской России справедливого социалистического общества.
Их вклад в социально-экономическое развитие страны был заметным: в период с 1918 по 1925 год на территории РСФСР было создано 16 иммиграционных коммун. Подавляющее большинство - девять коммун - было основано выходцами из Соединенных Штатов Америки, и две коммуны - "Путь" и "Ира" - располагались в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.
"Одной из самых известных иммиграционных сельскохозяйственных коммун можно считать Ирскую коммуну, созданную весной 1922 года в Тамбовской губернии 65 переселенцами из США, - пишут авторы научной работы.
При ее учреждении перед выездом из Нью-Йорка в марте 1922 года она получила официальное название "Первой сельскохозяйственной коммуны Общества технической помощи Советской России, Соединенных Штатов Америки и Канады".
После прибытия в Кирсановский уезд она сменила название, которое выглядело теперь так: "Первая Нью-Йоркская сельскохозяйственная коммуна "Ира". Она столкнулась с серьезными испытаниями на ранней стадии своего существования, но затем добилась таких успехов, что получила статус "образцовой".
Более того, она стала площадкой для демонстрации "социалистических достижений" не только для жителей советской России, но и для многочисленных зарубежных гостей. В 1924 году коммуна вновь сменила название и стала официально называться "Первой сельскохозяйственной коммуной из Америки имени В. И. Ленина", а с 1938 года, после перехода на устав сельскохозяйственной артели, стала колхозом имени В. И. Ленина.
"В ряде фундаментальных монографий, вышедших в советский период, феномен коммуны был вписан в более широкий контекст изучения как социально-экономических процессов в СССР, так и советско-американских отношений периода непризнания, - пишут исследователи.
Показательно, что Ирская коммуна уже в 1920-1930-е годы привлекала внимание в том числе и зарубежных авторов, пытавшихся изучать ход советского эксперимента в деревне".
О феномене советской аграрной коммуны писал американский историк Роберт Уэссен, французская исследовательница Доминик Дюран, американский миссионер Шервуд Эдди, неоднократно посещавший коммуну.
"Визит Бернарда Шоу и Нэнси Астор в Ирскую коммуну в 1931 году стал своеобразным информационным поводом для ряда публикаций о ней в газетах и журналах США и Западной Европы, - отмечают авторы статьи.
Совершенно очевидно, что все они приезжали в Ирскую коммуну не просто для каких-то увлекательных приключений. Большинство посетителей пыталось скорее познакомиться с новым вектором развития советской России и в какой-то мере противодействовать западной русофобии".
Об этом не раз говорил драматург Бернарду Шоу, отвечая на упреки сограждан в "близорукости" во время визита в СССР. Тем не менее, логика подобных обвинений получила широкое распространение в научной литературе. Так, Пол Холландер, автор монографии о поездках западных интеллектуалов в СССР, квалифицировал суть таких "паломничеств" и "политического гостеприимства" как "обман и самообман".
"В этой связи исследование целеполагания зарубежных визитеров в Ирскую коммуну, их восприятие советской действительности можно считать еще одним перспективным и актуальным направлением научных изысканий", - констатируют исследователи.