30.12.2024 08:00
"Родина"

Прапрадед читателя "Родины" спас царя от медведя и получил отчеканенную в единственном экземпляре медаль

Читатель "Родины" передал в Государственный исторический музей реликвию, хранившуюся в его семье 152 года
Текст:  Дмитрий Петров
Родина - Федеральный выпуск: №1 (125)
Золотая медаль "Благодарю" была отчеканена в единственном экземпляре в 1872 году и получена из рук императора Александра II моим прапрадедом, унтер-егермейстером Императорской охоты статским советником Иваном Васильевичем Ивановым.
К. Лебедев. Разговор императора Александра II с крестьянами на охоте.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Загадочный "лагодар"

В детстве я любил рыться в семейном шкафу, где лежали всевозможные документы - гимназические и школьные аттестаты, почетные грамоты, метрики. И среди них - сразу заворожившая меня изящная деревянная коробочка, оббитая изнутри белым шелком с золотой надписью на внутренней стороне крышки. В ней и лежал странный, "обкусанный" кусочек золота: голова мужчины с пышными бакенбардами на одной стороне и остатки надписи "...лагодар..." - на другой.

Мне объяснили, что это остаток медали, которую прапрадедушка "получил в награду за спасение царя на охоте, когда он убил медведя метким выстрелом в глаз". Детально обсуждать эту историю бабушка не хотела, а я по юношеской глупости не настаивал. И уже в институте, в начале 80-х, регулярно хвастался медалью перед друзьями, будучи абсолютно уверенным: это не больше чем красивая семейная легенда.

Так думал, пока в конце 90-х годов не зашел в "Академкнигу" на Литейном, 57. И не купил там, "для чтива", книгу А.И. Чепурнова "Наградные медали Государства Российского"1. Перед сном решил ее пролистать - и обнаружил огромную статью о "моей" медали с рисунком!

Долго не мог заснуть. Все, что мне говорили родные, оказалось правдой. А потом это подтвердили воспоминания участников царской охоты.

Высокое назначение

В 1847 году, "раз как то (12 января. - Авт.), за болезнью управляющего обязанность его быть при Николае Павловиче исполнил комиссар охоты, впоследствии унтер-егермейстер Иван Васильевич Иванов. Стоя позади Николая Павловича, как хороший стрелок и страстный охотник, он заметил, что государь неверно целится; сердце охотника не вытерпело: забыв, что стреляет государь, он сказал: "Держите ниже".

"Молчать", - сказал государь, не оборачиваясь. Выстрел последовал, олень остался цел. Бежит другой олень, государь стреляет, и тоже мимо; в третий раз Иванов опять не вытерпел, опять заметил: "Держите ниже и правее".

"Молчать", - повторил с сердцем государь. После охоты государь обращается к Иванову и спрашивает: "Кто ты такой?" - "Комиссар охоты, Ваше Величество; за болезнью управляющего имею счастье состоять при особе Вашего Величества".

/ Личный архив

"Ты, значит, охотник и стреляешь хорошо. Так пойди и застрели лебедя, который обижал своих товарищей; на него мне много было жалоб от садовника, и затем мне доложи". Лебедь был застрелен, и когда Иванов доложил, то государь сказал: "А чем ты мне докажешь, что убил именно беспокойного?" - "Я его знал, Ваше Величество". - "Хорошо, ступай".

Управляющий выздоровел и вступил в должность, Иванов продолжал быть комиссаром. Вдруг в Гатчине получается приказ от начальства Иванова, где сказано, чтобы он в 8 часов вечера был в Зимнем дворце, что Государь его требует. Дрогнуло сердце Иванова, хотя он и не чувствовал за собой никакой вины.

Является, зовут в кабинет. Государь был один и стоял около стола. Увидев вошедшего, он громко и раздельно сказал: "Иванов, завтра наследник едет на охоту; смотри, головой отвечаешь; пошел".

/ Личный архив

С тех пор Иванов в течение 26 лет состоял всегда при покойном Государе и до самой смерти при Александре Николаевиче, и пока был жив император Николай Павлович, когда ехал на охоту наследник, Иванов всякий раз требовался в кабинет и слышал из слова в слово одно и тоже: "Завтра наследник едет на охоту; смотри, головой отвечаешь; пошел".

Подвиг стрелка

С начала и до конца всякой охоты он стоял по правую руку Государя и держал свой карабин с взведенным курком голыми руками, несмотря ни на какой мороз. Я приведу поразительный пример его внимания.

Почему Александр II долго не решался заменить рекрутский набор на всеобщую воинскую повинность

В 1870 годах на одной из охот (4 января 1872 года, в Малой Вишере, близ ст. Торбино. - Авт.) по небольшому, но несчастному недосмотру не был вырублен куст, который закрывал площадь от глаз Государя, так что Государь увидел медведя, когда он уже вывернулся из-за этого куста. Государь выстрелил, ранил, но не убил, и медведь стремительно бросился на Государя; другого выстрела император сделать на успел. Опасность была близка и неминуема, медведь у ног. Иванов не потерялся, вскрикнув: "Государь налево, рогатчик вперед", и в тот же момент сам стреляет, а рогатчик всаживает рогатку в грудь зверя, и зверь пал мертвым у самого сапога Государя.

Охота, разумеется, кончилась, свита обступила государя, он был весел, смеялся, но позади себя услышал маленький диспут между Ивановым и рогатчиком о том, кто убил медведя, от чего последовала смерть: от пули или от рогатины.

/ Личный архив

Государь, узнав, в чем вопрос, как истый сам охотник, понял их спор и, не взяв на себя решить оный, приказал отправить убитого медведя в анатомический театр для вскрытия. Доктора нашли, что медведь умер моментально от пули, которая попала в левый глаз и засела в мозгу, а рогатина до сердца и легких не дошла, и что медведь мог еще сопротивляться.

Когда доложили об этом государю, то он, чтобы не оскорбить гордости рогатчика, приказал вычеканить сразу две медали: одну золотую, а другую серебряную со своим портретом на одной стороне, а с другой слово "благодарю", и на следующей же охоте сам милостиво повесил золотую - Иванову, а серебряную - рогатчику"2.

Правая рука императора

Когда родился Иван Васильевич, я не знаю. Можно предположить, что в 1810-1820-х годах. А вот дата его смерти установлена точно: "22 ноября 1856 г. должность унтер-егермейстера была вновь замещена; ее занял бывший управляющий императорской охотой Иван Васильевич Иванов. С 1863 г. в течение 17 лет совмещал должность унтер-егермейстера с должностью управляющего Егермейстерской конторою. После его смерти, последовавшей 2 февраля 1880 г., должность унтер-егермейстера оставалась незамещенной и фактически прекратила свое существование."

/ Личный архив

Жил Иванов, вероятно, в Гатчине, куда в 1858 году был переведен из Петергофа в Новую Гатчинскую слободу придворной охоты и где был построен дом унтер-егермейстера.

Сохранились отрывочные сведения о его многотрудной службе у императора Александра II, который пережил Ивана Васильевича ровно на 11 месяцев. В конце жизни государь ослабил интенсивность медвежьих охот, которым в былые годы посвящал и утро, и день перед тем, как вечером ехать в театр или на бал. Иванов постоянно был рядом с царем, фактически держа у него за спиной заряженное ружье на протяжении сорока лет, с тех пор, как Николай I отправил его сопровождать наследника. По-видимому, он был хорошим организатором, ведь императорская охота - сложный механизм, которым надо управлять с привлечением совершенно разных людей, от государя до простого загонщика. Судя по обилию и качеству наград прапрадеда - три российских и три иностранных ордена, не считая именной медали, - император, несомненно, благоволил ему.

"Неизвестная" Ивана Крамского - последняя любовь императора Александра II

Но, кажется, это не принесло благополучия семье Ивана Васильевича, которая после его смерти бедствовала.

А история медали "Благодарю" продолжалась.

Золото семейной пробы

Я впервые увидел медаль уже частично обрезанной. А впоследствии она была обрезана еще раз, уже в XX веке.

Мой дедушка Юрий Михайлович Иванов, правнук Ивана Васильевича, работал краснодеревщиком на Ленинградской мебельной фабрике N 3. По рассказу мамы, его бригада часто ездила в Смольный для ремонта мебели. Бабушка работала на той же фабрике бухгалтером. И они никогда не обсуждали свою жизнь до революции. По семейному преданию, прадедушка (М.Р. Иванов) служил полицейским в Порхове и Пскове и был потомственным дворянином. А другой прадед еще и спас царя!

/ Личный архив

После убийства Кирова бабушка была так напугана, что лишь перед ее смертью, в 83 года, я выяснил, что она может читать по-немецки и по-французски. Дедушка был перед войной передовиком, участвовал в лыжном пробеге Ленинград - Москва в 1929 году, через год был премирован "поездкой передовиков" на пароходе "Абхазия" вокруг Европы, два раза ездил на отдых в Крым. Надо ли говорить, что "царская" медаль из золота 96-й пробы представляла для них почти смертельную опасность.

Поэтому, когда беременной бабушке потребовались витамины, они, недолго думая, обрезали медаль и кусочки золота обменивали в "Торгсине" на мандарины...

История повторилась спустя тридцать лет, когда моей маме понадобилось для медицинских целей золото 96-й пробы. Найти или купить его в это время было невозможно. И мама решила еще раз обрезать медаль. Я не осуждаю ее. Мои родители были классическими "шестидесятниками". И, по-видимому, понятие "семейной реликвии" не было для них столь близким...

P.S. Прошло еще 60 лет. Я узнал, что в Государственном историческом музее хранится копия серебряной медали "Благодарю", отчеканенная в конце XIX - начале XX века на Санкт-Петербургском монетном дворе подлинными штемпелями по заказу Российского общества нумизматов. И предложил музею кусочек подлинной награды для полноты коллекции. С согласия моих детей реликвия, которая 152 года хранилась в нашей семье, заняла место в ГИМе.

Семейный архив