Шивта была процветающим городом, пережившим римский, византийский и ранний исламский периоды. Раскопки дали нам представление о быте жителей Шивты: домах, церквях, улицах и даже передовых сельскохозяйственных системах. Обнаружение статуэтки, датируемой II или III веком нашей эры, стало еще одним кусочком исторической мозаики этого места.
Бронзовая фигурка, высотой всего 3,2 сантиметра, была найдена в развалинах дома рядом с южной церковью - области, ассоциирующейся преимущественно с византийской эпохой. Удивительно, но в поселении не было обнаружено следов римского присутствия - ни значительных построек, ни керамики. Возникает закономерный вопрос: как же эта вещица туда попала?
Статуэтка изображает малыша, который будто просится на руки. Несмотря на характерные для эллинистических и римских детских изображений черты, у него нет атрибутов, свойственных божествам-детям. Возможно, малыш был частью композиции - например, с фигурой матери.
Анализ показал, что статуэтка отлита из меди, смешанной со свинцом и оловом - распространенная в те времена технология. Вероятнее всего, она была изготовлена в специализированной мастерской где-нибудь в Египте или восточном Средиземноморье.
Коллекция статуй, найденная на древнем курорте в ИталииНо это не просто украшение. Контекст находки позволяет предположить, что она имела особое значение для своих владельцев. Возможно, это была семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение, или даже талисман, оберегающий от бед и приносящий удачу.
Повторное использование римских артефактов в византийскую эпоху не уникально для Шивты. Например, ранее здесь была найдена римская монета, превращенная в подвеску. Это говорит о том, что древние предметы ценились за связь с прошлым и, возможно, наделялись духовным смыслом.
Бронзовый ребенок из Шивты - это не просто археологическая находка, это крошечный срез истории, отражающий переход от одной культуры к другой. В византийском мире, глубоко проникнутом христианством, присутствие такого языческого предмета подчеркивает, что народные верования и синкретические практики сохранялись, несмотря на религиозные и культурные изменения.
Фигурка могла быть привезена из другого поселения Негева и использована в византийской Шивте в качестве амулета или декоративного украшения. Это могла быть семейная реликвия, антиквариат или и то и другое - реликвия, воспринимаемая как связь с ушедшей эпохой. Эта бронзовая статуэтка, вероятно, имела особое значение для ее владельца, жившего в византийской Шивте, заключают исследователи.