Авторы изучили, как именно жанр фэнтэзи стал одним из столпов современной культуры. От фантастики он отделился в XX веке, когда многие деятели культуры стали обращаться к эстетическим идеалам древности, Средних веков и европейского Возрождения.
Появление фэнтези в массовой культуре специалисты связывают с публикацией произведения Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец". "Хоббит" был впервые опубликован в 1937 году, а "Властелин колец" - в 1950-х годах.
Официальное рождение самого жанра фэнтези принято отсчитывать с лекции Толкина, прочитанной им 8 марта 1939 года. В 1947 году профессор подготовил на ее основе эссе "On Fairy-Stories", в котором написал: "фэнтези определяется как фантазия, вымысел, способность творить альтернативную реальность".
Жанр фэнтези постепенно развивался и стал очень популярным в наши дни. В качестве последнего примера успешной франшизы авторы исследования приводят творчество Джорджа Р. Р. Мартина и его произведения из цикла "A Song of Ice and Fire" ("Песнь Льда и Пламени"), на основе которого был снят популярный сериал "Игра престолов".
"Одной из определяющих черт мира "Игры престолов" является упор на историческую достоверность, - отмечают авторы. - Писатель опирался на реальные исторические события и культуры, чтобы создать мир сложный и правдоподобный, но и одновременно фантастичный и реалистичный".
По их мнению, вселенная "Игры престолов" примечательна своим специфическим отношением к магии. Персонажи характеризуются сложностью, спецификой взаимодействия с различными политическими и социальными аспектами мира, переживанием различных трансформаций. С этим ученые связывают неожиданные сюжетные повороты.
"На "Игру престолов" (как на серию книг, так и на телесериал) большое влияние оказала культура постмодерна, - считают исследователи. - Дж. Р. Р. Мартина интересовали другие фэнтезийные и научно-фантастические произведения, средневековая история, а также культуры реального мира.
Одна из ключевых отсылок в "Игре престолов" - средневековая история Европы. Писатель говорил, что черпал вдохновение в исторических событиях Войны Алой и Белой розы, которая произошла в Англии в конце XV века. На него также повлияли "Властелин колец", "Дюна" Фрэнка Герберта и "Умирающая Земля" Джека Вэнса".
"Игра престолов" как сериал отражает широкие культурные тенденции современного общества, отмечают ученые, но обращают внимание и на тот факт, что адаптация цикла "Песнь Льда и Пламени" для телесериала "Игра престолов" также подверглась целому ряду критических замечаний. Ведь сериал не просто вышел за рамки опубликованных книг, но и значительно разошелся с исходным материалом.
"Это привело к тому, что сценаристы в результате сами писали финал, прочерчивали сюжетные линии и оттачивали характеры персонажей, которые местами значительно отличались от тех, что описаны в книгах, часто к разочарованию фанатов, - констатируют исследователи.
Важные события и развитие персонажей, казалось, происходили слишком быстро, что приводило к потере глубины смысла. Арки некоторых персонажей были восприняты как непоследовательные или вовсе лишенные логики по сравнению с их изображением в книгах".
Подвергалось также критике обращение в сериале с женскими персонажами, некоторые зрители считали, что эти элементы использовались чрезмерно и часто ради шока, а не ради значимой повествовательной цели.
Несмотря на критику, сериал "Игра престолов" все же стал эпохальным произведением. И книги, и сериал освещают реальные проблемы войны, неравенства, коррупции, а потому служат отличной жанровой художественной иллюстрацией природы политики и общества, проводя параллели с историческими событиями и современными социальными проблемами, заключают авторы работы.