В феврале - марте фреску покажут в ГМИИ имени А. Пушкина в Москве. Затем вернут "домой". Эта работа станет самым ценным экспонатом в зале античного искусства.
Нашли ее в 1871 году в южноиталийском погребении Санта Мария ди Капуя Ветере. Гробница-циста была заглублена в землю, внутри находился саркофаг из травертина - довольно мягкого известкового туфа. Он был весь расписан темперными красками. На торцовой плите художник изобразил едущего на коне с поля боя воина-победителя. В его руках копье, на теле - белая окровавленная туника и пояс (видимо, трофеи, снятые с убитого врага).
Рисовали на месте, предварительно нанеся на плиту тонкий слой штукатурки. Задачей было представить умершего героем, поэтому сюжеты росписей гробниц обычно связаны с битвами, охотой, пирами, погребальными ритуалами.
Фреску сразу купили для музея императорского Дерптского университета. Посредником выступил известный в то время ученый Вольфганг Гельбиг, который помог пополнить многие европейские коллекции античных предметов. Ему многим обязаны и Эрмитаж, и будущий ГМИИ имени А. Пушкина.
В конце Первой мировой Дерптский университет эвакуировали в Воронеж вместе со всей коллекцией. Так городу достался уникальный образец монументальной античной фрески. Это более ценный вид живописи, чем вазопись. В России она не представлена совсем, в мире - считается редкостью. В частности, в районе Капуи исследовано несколько сотен гробниц, и только два процента из них имеет роспись, поясняла ученый секретарь воронежского областного художественного музея имени И. Крамского Наталья Бакина:
- Говорить о фресковой живописи Древней Греции искусствоведы начали лишь в 1960-е годы, когда в Пестуме нашли "гробницу ныряльщика". Предмет, который хранится в наших фондах, отражает определенный этап развития античной живописи. Сюжет - возвращающийся воин - стандартен для гробниц. Контур всадника написан мастерски, как бы одним жестом, штрихами и тоном передан объем тела. Очень выразительна морда коня и драпировка флага.
Плита с множеством сколов, выбоин и отслоений краски хранилась в фондах в деревянной раме, закрывавшей ее края и заднюю сторону. На протяжении десятилетий даже специалисты по античному искусству почти ничего не знали об этом памятнике.
В 2023-м воронежские музейщики начали с ГМИИ имени А. Пушкина большой проект по обновлению зала античности. Фреску отправили во Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени академика И. Грабаря. Работа шла около двух лет под руководством кандидата искусствоведения Александра Горматюка.
Для редкого памятника разработали специальную методику восстановления.
С 3 февраля по 30 марта 2025 года фреска будет представлена в ГМИИ в зале N 16. А осенью в Воронеже планируется большая выставка, посвященная изучению и реставрации этого памятника. После нее фреска с всадником из Капуи займет свое место в постоянной экспозиции.
Античная коллекция музея Воронежа