19.01.2025 07:55
"Родина"

19 января 1965 года у Аляски произошла катастрофа, в которой погибли более ста советских моряков

Текст:  Александр Вишневский
19 января 1965 года в Бристольском заливе, у западного побережья Аляски, произошла страшная катастрофа, о которой большинству наших соотечественников мало что известно.
Рыбаки в Беринговом море. / Лев Гаркавый/РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Суда советской Беринговоморской промысловой экспедиции не первый год вели лов сельди в районе островов Прибылова. В ту зиму самая масштабная в мире операция рыбодобывающего флота собрала до двухсот кораблей из Камчатской, Сахалинской и Приморской рыболовных флотилий. 18 января 1965 года часть судов, закончив промысел в северной части Бристольского залива, двинулась к югу, где промысловая разведка обнаружила камбалу.

Переход на юг сопровождался сильным волнением моря и порывистым, до 35 м/с, ветром - при температура воздуха до минус 21°C. Сильнейший шторм, многометровые волны привели к обледенению корпусов, надстроек, тросов, такелажа и рыболовного оборудования. Любой моряк знает: при сильном обледенении резко возрастает опасность оверкиля - перевертывания.

Руководство экспедиции дало указание всем судам отойти севернее, к кромке сплошных льдов, которые гасили сильную волну. Приказ был выполнен, на вечерней радиоперекличке в эфир вышли в числе других и капитаны средних рыболовных траулеров "Нахичевань", "Себеж", "Севск" и "Бокситогорск". Моряки осознавали опасность, но паники не было, - не первый раз сталкивались с привычным в северных морях форс-мажором.

Однако к утру 19 января шторм достиг 10 баллов. Суда быстро теряли остойчивость и не могли противостоять сильнейшей качке. Экипажи отчаянно боролись со стихией, но лед нарастал со скоростью 2-3 сантиметра в минуту.

То есть 10-15 тонн в час!

Для малюток-траулеров, длина которых не превышала 40 метров, это было уже критически опасно. Вот что рассказывал об этих ужасных сутках третий помощник капитана уцелевшего траулера "Повенец" Иван Бирюк: "Мы работали без перерыва 36 часов. Лед нарастал на глазах. Управление судном обеспечивали четыре человека, остальные двадцать два члена экипажа окалывали лед. У многих были сильно обморожены руки, лица, но люди с палубы не уходили".

Первым погиб траулер "Бокситогорск", приписанный к приморскому порту Находка. Утром 19 января в эфире раздался встревоженный голос капитана траулера "Уруп" Геннадия Панфилова: "На моих глазах только что перевернулось судно. Видимость плохая, чуть сам в него не врезался!"

В штормовых условиях, смертельно рискуя, Панфилов сумел подвести "Уруп" к месту гибели "Бокситогорска" и вытащить из воды тралмастера Анатолия Охрименко, вцепившегося из последних сил в небольшую льдину…

/ Музейно-выставочный центр г. Находка

А вскоре перестали выходить на связь сахалинские траулеры "Севск", "Себеж" и "Нахичевань", которых постигла участь "Бокситогорска", - обледенение, потеря остойчивости, оверкиль. Катастрофа произошла столь внезапно, что моряки даже не успели подать сигнал бедствия.

Немедленно начались поиски. Вечером, как только шторм утих, к ним подключились корабли советского ВМФ и авиационные и морские силы береговой охраны США. Днем 20 января на воде были обнаружены спасательный круг с "Севска" и бочки для рыбы с надписью "Себеж". "Нахичевань" исчезла без следа. Но поиск продолжался до 12 февраля, после чего суда, приписанные к порту Невельск, были официально признаны погибшими.

Трагедию советских рыбаков разделили экипажи шести ушедших на дно японских рыболовецких шхун.

/ Википедия

Поиск продолжался до 12 февраля, после чего начальник Невельского Управления Тралового флота сообщил, что суда официально признаются погибшими. 11 февраля об этом уведомила и газета "Правда":

"В результате жестокого шторма, сопровождавшегося морозами до 21 градуса и интенсивным обледенением, 19 января с. г. погибли находившиеся на промысле в Беринговом море средние рыболовные траулеры "Бокситогорск", "Севск", "Себеж" и "Нахичевань". Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям погибших на своем посту моряков советского рыбопромыслового флота".

Советские военнослужащие продержались 49 суток без запасов воды и продовольствия

Их число не называлось, но все связанные с морем жители Невельска и Находки знали: погибли сто шесть человек. В городах, откуда они уходили в последний рейс, установлены мемориалы их памяти. А с вершины находкинской сопки Лебединой день и ночь всматривается в морскую даль "Скорбящая мать".

Новости