В 1901 году норвежско-американская команда под руководством опытного полярника Болдуина планировала отправиться к Северному полюсу, но дальше Земли Франца-Иосифа (ЗФС) не продвинулась (по одной из версий, американцы и норвежцы не смоги договориться). Через год экспедиция вернулась в Европу, а оставленные ею продовольственные и вещевые запасы благополучно использовали другие арктические первопроходцы. Исключение составил остров Грили, на котором депо экспедиции сохранилось до наших дней.
- Об этом депо Болдуина было известно давно, но где оно конкретно находится, никто не знал. Все выяснилось во время первой комплексной экспедиции национального парка "Русская Арктика" в 2012 году: депо на острове Грили было найдено. Оказалось, что первоначально оно было расположено на льду, а после его таяния прибоем предметы вынесло на берег, - рассказал "Родине" начальник отдела сохранения историко-культурного наследия нацпарка Евгений Ермолов.
Хотя через 111 лет немые свидетели экспедиции Болдуина были обнаружены, забрать главные сокровища полярника - каяки - сразу не удалось. Дело в том, что остров Грили располагается в стороне от традиционных маршрутов ЗФИ, поэтому спасти одну из байдарок Болдуина удалось лишь недавно: так как лодки размещались друг на друге, шансы выжить были у верхней, а нижнюю, вмерзшую в берег, сохранить в целости не получилось (в прибойной зоне острова Грили ее разбило, и в Архангельск удалось привезти лишь отдельные части).
Эти ярко-оранжевые легкие лодочки были чрезвычайно искусно сшиты специально для экспедиции и позволяли преодолевать небольшие водные преграды.
По словам Евгения Ермолова, каяки представляют собой сочетание технологий: от традиционных, бытовавших у жителей Арктики, до созданных европейской цивилизацией. Каркас и весла у лодок деревянные, но вместо кожи, как принято у эскимосов, создатели этих шедевров использовали брезент. В итоге двухместные каяки-байдарки длинной 3,5 метра были достаточно легкими и умещались на нартах.
Сейчас спасенный каяк Болдуина находится в фондах музея - его планируется отреставрировать в архангельском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря:
- То, что в наших силах, мы сделали. Но дальше необходимо подключать профессионалов, так как начнется работа с тканью - брезентовый каркас нужно укрепить. После этого лодку можно будет экспонировать, - пояснил Евгений Ермолов.
Отметим также, что с ЗФИ кроме каяков удалось перевезти в Архангельск нарты, лыжи и ящики экспедиции.
Русская Арктика: космические пейзажи ЗФИ