24.01.2025 08:01
"Родина"

В Петербурге открылась выставка, посвященная "Дороге Победы" в блокадный Ленинград

Текст:  Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург)
В петербургском Музее мостов представили выставку "Дорога Победы Ивана Зубкова". Ее главный герой - первый руководитель строительством метрополитена в Ленинграде и начальник стройки железнодорожной линии, связавшей Шлиссельбург и поселок Поляны, по которой с начала февраля 1943 года в блокадный Ленинград стало поступать продовольствие с Большой земли.
/ Святослав Акимов
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Владимир Мителенко, директор Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, напомнил собравшимся на открытие выставки, что решение о строительстве железнодорожной линии было принято после операции "Искра", благодаря которой был освобожден город Шлиссельбург и южное побережье Ладоги. Дорогу протяженностью 33 километра построили в рекордные сроки - фактически всего за 17 дней.

Иван Георгиевич Зубков (он родился в 1904 году, погиб в 1944-м) к началу войны уже имел большой инженерный опыт. Он восемь лет работал на строительстве московского метро. А в январе 1941 года в течение полугода возглавлял строительство метро в Ленинграде. Работы были прерваны начавшейся войной, шахты метро затопили.

Выставка "Дорога Победы Ивана Зубкова" в петербургском Музее мостов

"Дорога Победы" - отнюдь не первое военное задание Зубкова. С первых дней Великой Отечественной он организовал работу десяти строительных батальонов - Строительство №5. Эти силы были направлены на возведение оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Руководил строительством портовых сооружений на восточном и западном берегах Ладожского озера. А в ноябре 1941 года для поддержки наступающих на Невском пятачке советских войск командованием было принято решение об организации танковой понтонной переправы через Неву. С помощью технических решений Зубкова и его сослуживцев удалось переправить на другой берег три десятка танков за месяц. Иван Зубков был ранен в ногу, однако от госпитализации отказался и продолжал руководить переброской техники.

Среди экспонатов выставки - два стакана с чаем и баночка варенья. Очень символичная инсталляция, напрямую относящаяся к этой танковой переправе через Неву. Кодовое название операции было "Чай с вареньем". И каждое утро Зубков сообщал в Смольный: "Пьем чай с вареньем по 7 стаканов". Это означало: семь танков удалось переправить за ночь.

В одной из витрин можно увидеть подлинные документы, написанные рукой Зубкова. В том числе его автобиографию и учетную карточку времени строительства московского метро. Многие раритеты представлены широкой общественности впервые.

На выставке можно посмотреть документальный фильм "Путь открыт", снятый в 1943 году Ленинградской студией кинохроники. В нем есть кадры встречи ленинградцами первого поезда с Большой земли 7 февраля 1943 года. В город завезли продовольствие, в том числе вологодское масло, и это поистине стало подаркам ленинградцам. Налаженное снабжение по "Дороге Победы" дало возможность поднять нормы по продовольственным карточкам в блокадном городе.

Выставка продлится по 26 мая.

О войне