Как поясняют исследователи, слово "тамбо", по сути, обозначает дорожные станции. Тамбо возводились на маршрутах, по которым следовали паломники. Последние поднимались высоко в горы, чтобы стать участниками или свидетелями жертвоприношений - широко распространенной практики у инков.
В рамках нового исследования ученые изучили особенности двух тамбо, построенных на склонах вулканов Пичу-Пичу и Чачани. Авторы работы отмечают, что религия в империи инков имела первостепенное значение, а религиозность была тесно связана с ландшафтом, этнической принадлежностью и общими культами предков.
Одними из важнейших жертвоприношений, совершаемых инками, считались капакоча - жертвоприношение детей, выбранных из элитных провинциальных семей, и акллас - жертвоприношение девственных молодых женщин. Ритуалы посвящались богу Солнца. Оба ритуала ассоциировались с горными вершинами.
"Процессия жертв, сопровождаемая пирами, в основном начиналась в Куско и могла длиться много месяцев, чтобы достичь провинциальных святилищ, - пишут ученые. - Было обнаружено всего несколько подношений капакоча, в основном на горных вершинах северного Чили, южного Перу и северо-западной Аргентины".
Тамбо же, как установили исследователи, представляли собой некие промежуточные пункты, стоявшие вдоль королевских дорог инков. Есть мнение, что они использовались не только для ритуальных церемоний паломников, но и для административных и военных целей.
"Многие дороги инков вели прямо к горным вершинам, а остатки тамбо на склонах некоторых вулканов позволяют предположить, что они также были созданы для религиозных обрядов, - считают авторы научной работы. - Высокогорные тамбо были последними остановками паломничества капакоча перед восхождением на вершину, и некоторые из них расположены на высоте 4800 метров и более над уровнем моря".
Место для строительства тамбо подбиралось с учетом доступа к воде и расстояния до ближайшего поселения, причем некоторые сооружения отличались крупными размерами. Например, ранее в Чили на склоне вулкана нашли остатки тамбо, насчитывавшего более 150 сооружений и способного единовременно вместить несколько сотен человек.
Исследованные тамбо Чачани и Пичу-Пичу были обнаружены во время экспедиций на вершины еще в 1965 и 2012 годах. Однако их исследование стартовало лишь в 2022 году. В его рамках была проведена фотограмметрия для создания 3D-моделей наиболее важных структур.
Оказалось, что тамбо разделялись на нижнюю и верхнюю части. Археологи установили, что верхняя часть предназначалась только для элиты инков, простолюдинов туда не пускали. Там совершались ритуалы, участниками и свидетелями которых могли стать лишь избранные. Это подчеркивало их близость к божествам.
Большинство паломников совершали ритуалы в нижней части тамбо. Об этом говорят, например, размеры сооружений. Так, на склоне вулкана Чачани главная церемониальная площадка нижней части имела площадь 750 квадратных метров, верхней - 250 квадратных метров.
"Пространственные структуры тамбо, согласно новым данным и предыдущим исследованиям, связаны со священным ландшафтом и разделением паломников по социальному рангу, - заключают ученые.
В паломничестве принимали участие люди разного социального статуса - жрецы, жертвы и их семьи, а также обычные паломники, последователи культа уака".
Выставка "Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации"