03.02.2025 17:58
"Родина"

Спрятанного Бога обнаружили на картине XVI века в Перми

Текст:  Виктория Чернышева
В Пермской художественной галерее 7 февраля откроется моновыставка "Грехопадение". Кто поправил Мартина де Воса?". На ней будет представлен всего один экспонат - картина XVI века "Грехопадение", которую написал неизвестный нидерландский художник.
Под пышными деревьями райского сада во время реставрации обнаружилось изображение Бога Отца. / permartmuseum.ru
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Специалисты Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря, исследовавшие полотно, сделали неожиданное открытие. Под пышными деревьями райского сада обнаружилось изображение Бога Отца.

Как рассказали в галерее, в основе сюжета "Грехопадения" - библейское сказание об Адаме и Еве, которых изгнали из Рая. К появлению картины причастны как минимум пять человек. Это герцог Баварии Вильгельм V, его придворный гравер Ян Саделер (он получил заказ на изготовление серии гравюр по библейским сюжетам), художник Мартин де Вос, создавший рисунки для гравирования. Четвертый и пятый персонаж - безымянные: один владел картиной в конце XVI - начале XVII века. В то время в Европе бушевали длительные кровавые конфликты католиков и протестантов, которые выступали против изображений священных ликов. Поэтому "Грехопадение" могли попросту сжечь.

/ permartmuseum.ru

Но владелец картины попросил некоего художника (это пятый персонаж истории) скрыть образ Бога Отца - остальные элементы полотна не противоречили религиозным предписаниям. Сюжет при этом остался понятным. Именно после этого на картине появились пышные деревья райского сада. Под ними на протяжении 400 лет оставалась невидимой ключевая для той эпохи деталь.

Эксперты выяснили, что "Грехопадение" - это живописный вариант одного из рисунков Мартина де Воса, который он сделал по заказу Яна Саделера. Сам автор картины мог входить в круг этого авторитетного художника Антверпена, либо, как вариант, был его последователем.

Обнаружилось все это благодаря исследованиям специалистов Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.

На выставке зрители смогут рассмотреть картину в деталях, увидеть "следы" времени - символические (как менялся сюжет) и физические (в частности, отверстия жука-притворяшки), которые определили особенности восстановительных работ. Также в галерее представят разнообразные материалы - старинные книги, гравюры, карты, монеты.

Картину XVI века вернут в Россию после скандала на аукционе Sotheby's
Новости Загадки