06.02.2025 18:50
"Родина"

Майкоп стал мертвым городом: что произошло с кавказскими планами Гитлера

Текст:  Елена Малышева (доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №6 (610)
История убедительно подтвердила тезис о том, что обеспеченность воюющих государств горючим является важнейшим фактором, влияющим на победу в войне. Нефть как основной источник горючего в прошлом столетии становится одним из важных видов стратегического сырья.
Солдаты вермахта в районе реки Кубань после форсирования водной преграды. 1942 г.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Советское государство уделяло огромное внимание развитию нефтяной промышленности, которая к концу 1930-х годов стала не только полностью удовлетворять потребность в горючем армии и флота, но и обеспечивала накопление необходимых запасов в системе обороны страны, её вооружённых сил, а также в государственном резерве. К 1940 году добыча нефти по сравнению с 1930 годом увеличилась в 1,7 раза - с 18,5 млн тонн до 31,1 млн. В соответствии с решением XVII съезда ВКП(б) с 1936 года разворачивается создание нефтяной базы между Волгой и Уралом, так называемого "Второго Баку".

К 1940 году добыча нефти в восточных районах нашей страны достигла 12 процентов общесоюзной, а её переработка за пределами Кавказа - 16 процентов. Вместе с тем Северный Кавказ и Баку по-прежнему оставались основными нефтеносными районами, в которых добывалось 84,6 процента всей нефти СССР1. Основные виды горючего производились на Кавказе и транспортировались к войсковым частям, дислоцированным в европейской части СССР, в основном по железной дороге, а на Дальнем Востоке и в Средней Азии - по Каспийскому морю до Красноводска, затем железнодорожным транспортом.

Тем не менее в первые же месяцы Великой Отечественной войны службы снабжения столкнулись с огромными трудностями в обеспечении горючим потребностей фронта и тыловых районов. Значительные запасы нефтепродуктов остались на оккупированной территории и были уничтожены в результате налётов люфтваффе.

Управление снабжения горючим советских войсковых частей изыскало ресурсы горючего. Готовились склады в прифронтовой тыловой зоне, обеспечивались фронты передвижными резервуарами, одновременно решалась задача восстановления стационарных резервуаров в освобождаемых районах СССР.

Советский Союз располагал значительными природными запасами нефти. Жидкое топливо добывалось в исконных нефтяных районах Апшеронска, Грозного, Майкопа, в Башкирии, на Урале, в Грузии и Туркмении, в Казахстане и на Востоке, в Сибири. "Современная война есть война моторов, писала "Правда" 8 февраля 1942 года. - Но моторы сами по себе - безжизненная сталь. Для того, чтобы они работали, приносили пользу, разили врага, нужен бензин. Бензин - кровь самолётов, танков, автомобилей, индустрии. Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов, приводят их в действие. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага"2.

Краснодарский край, расположенный близко к Кавказскому фронту, обеспечивал этот фронт авиационным и танковым бензином, а Черноморский флот - мазутом.

Германское верховное главнокомандование придавало большое значение захвату Кавказа с его в то время крупнейшей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью в СССР. Ещё до начала реализации плана "Барбаросса" и нападения на СССР Германия распоряжалась практически всей нефтяной промышленностью западной континентальной Европы.

Во Второй мировой войне была задействована мощная военно-техническая база: сотни тысяч самолётов и танков, на фронтах и тыловых районах использовалось свыше 40 миллионов автомобилей и тягачей, на обеспечение функционирования которых требовались десятки миллионов тонн горючего. По сравнению с Первой мировой войной расход горючего увеличился почти в 10 раз. Потребление горючего в Германии с 1938 по 1944 год составило около 60 миллионов тонн. Только немецкой группе армий "Центр" для обеспечения операции по захвату Москвы под кодовым названием "Тайфун" ежедневно требовалось поставлять от 27 до 29 железнодорожных составов с горючим3.

Провал блицкрига уже к осени 1941 года остро поставил задачу обеспечения нефтепродуктами вермахта и германской военной экономики. Румынская нефтяная промышленность не покрывала необходимости в горючем. Если в сентябре 1941 года Германией из Румынии было вывезено 375 тысяч тонн нефти, то в январе 1942 года - 111 тонн, а в феврале - всего 73 тысячи тонн. Уже 19 сентября 1941 года немецкий посланник в Бухаресте докладывал, что к 1 октября все запасы сырой нефти на румынских очистительных заводах будут исчерпаны. Такого же мнения придерживался начальник управления военной экономики германского штаба верховного главнокомандования Георг Томас, по мнению которого, изложенному в докладной записке, единственный путь решения проблемы ликвидации создавшегося дефицита в нефтяном балансе - захват и постановка на службу германскому рейху нефтяных промыслов и танкеров на Чёрном море в России.

Одной из главных задач в планах нацистской Германии перед началом агрессии против СССР стало обеспечение потребностей вермахта за счёт кавказской нефти. Руководство Третьего рейха планировало захватить майкопскую, грозненскую и бакинскую нефть, затем овладеть иранскими и иракскими нефтяными источниками.

"Германия может покрыть свою потребность в нефти только за счёт Кавказа", - отмечалось в "Плане Штаба ОКВ по овладению кавказскими нефтяными районами" 4 мая 1941 года.

21 ноября 1941 года Гитлер отдал группе армий "Юг" приказ силами 1-й танковой и 11-й армий вермахта вести наступление через Ростов и Крым, чтобы в ближайшее время овладеть в первую очередь Майкопским нефтяным районом.

В директиве Гитлера от 23 июня 1942 года подчёркивалась необходимость объединить все имеющиеся силы для проведения главной операции на южном участке с целью уничтожения противника за Доном, чтобы затем захватить нефтяные районы в пределах Кавказа. Фюрер заявил: если он не получит "нефть Майкопа и Грозного, то должен будет покончить с этой войной"4.

По мнению имперского министра экономики, даже если считаться с возможными разрушениями вследствие войны, "через короткий срок кавказские предприятия снова будут в состоянии поставлять в месяц, по меньшей мере, 300 тысяч тонн нефти для сельского хозяйства и промышленности оккупированной России, а сверх того ещё 300 тысяч тонн, необходимых державам оси для их собственных нужд".

Стало известно о зверствах спецназа "Бранденбург"

Для оперативного захвата источников кавказской нефти службы немецкой разведки и контрразведки прилагали значительные усилия. Например, был сформирован батальон, вскоре расширенный до полка, из которого в дальнейшем была создана дивизия "Бранденбург": солдаты и офицеры дивизии совершали диверсионные акты на военных и экономических объектах, электростанциях, нефтяных промыслах; вели моральное разложение народов Северного Кавказа путём агитации среди национальных меньшинств.

Однако эти усилия Абвера не дали ожидаемого результата5.

Для эксплуатации кавказских нефтяных районов предполагалось создать "Континентальное акционерное нефтяное общество"6.

Все экономические меры по ограблению Советского Союза были сосредоточены в специально созданном для этих целей экономическом штабе особого назначения "Ольденбург". Кейтель в приказе от 16 июля 1941 года по осуществлению инструкций, изложенных в "Зелёной папке", специальной директиве главного хозяйственного штата "Ост", требовал, чтобы войска и военные инстанции, командиры подключились и поддержали меры по ограблению оккупированной территории, имея в виду прежде всего нефть и сельскохозяйственные продукты.

В Берлине в 1942 году был открыт научно-исследовательский институт по использованию экономического потенциала Кавказа, в котором главное место отводилось нефтяным ресурсам. 6 августа 1942 года на одном из совещаний руководящих немецких должностных лиц в оккупированных областях Геринг поставил перед гаулейтерами высокие планы поставок сырья из оккупированных областей. Но трудящиеся оккупированных районов сорвали эти планы.

В соответствии с общим планом летней наступательной кампании 1942 года германское командование приступило к захвату Кавказа, затем предполагалось овладеть Грозным и Баку. 9 августа моторизированные части 1-й немецкой танковой армии ворвались в Майкоп. Первостепенной задачей было захватить горючее и нефть. Но ещё до 1 августа вглубь страны удалось эвакуировать свыше 600 вагонов с различным буровым оборудованием, а имевшиеся запасы сырой нефти - на переработку в Грозный.

Немецкие солдаты наблюдают за горящими нефтепромыслами в районе Майкопа. Август 1942 года. / topwar.ru

В соответствии с решением ГКО были выведены из строя все предприятия нефтепромыслов Майнефтекомбината, ликвидировано 850 скважин. Скважины, компрессоры, ТЭЦ, нефтенасосы, нефтеперерабатывающий завод № 5 с заготовленными 80 тысячами тонн нефтепродуктов, всё наземное оборудование действующих скважин, буровое оборудование уничтожили. Уже в ходе боевых действий на территории Краснодарского края уничтожили более 52 000 кубометров нефти, повредили ёмкости, коммуникации, так что об использовании нефти Кубани и Адыгеи не могло быть и речи.

Немецкие технические специалисты, ознакомившись с состоянием нефтепромыслов Майнефтекомбината, пришли к выводу, что "было бы целесообразнее использовать подготовленное для Кавказа оборудование в Румынии или в районе Вены, чем в Майкопе"7.

Вскоре после оккупации немецкое командование создало специальный центр управления восстановлением нефтепромыслов. Перед ним была поставлена задача - ориентироваться на выпуск минеральных масел для армии. Для этого завезли около тысячи немецких специалистов-нефтяников, буровое оборудование и технику. 500 человек мобилизовали из местного населения и военнопленных.

Но ещё до оккупации Нефтегорский райком ВКП(б) и Апшеронский комитет ВКП(б) подготовили 500 рабочих-партизан для проведения диверсий и срыва нефтеразработок. На Северном Кавказе в августе-сентябре 1942 года действовало 100 партизанских отрядов. Партизаны и подпольщики Кубани истребили свыше 12 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, в том числе двух генералов, ранили 3600 и взяли в плен более 300 фашистов, взорвали и пустили под откос 14 крупных эшелонов с войсками и грузами, взорвали 20 железнодорожных мостов, 37 деревянных мостов, 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 8 дзотов, сожгли 3 нефтевышки…

При освобождении Краснодара партизанам дали специальные инструкции

Об активности партизан-нефтяников можно судить по такому факту: оккупантам пришлось объявить населённые пункты и нефтепромыслы сплошной зоной партизанской опасности и держать здесь постоянные армейские части.

Не помогла оккупантам и установка "использовать заранее политические и прочие средства, чтобы, учитывая возможные явления распада в русском государстве после первых крупных немецких успехов, способствовать возникновению самостоятельного государственного образования на Кавказе". На Юге СССР намечалось создание рейхскомиссариата "Кавказ". Такое государство, по мнению властей, "было бы, разумеется, заинтересовано в сохранении продуктивности нефтяных предприятий"8.

При разгроме немецкой части наши бойцы захватили секретный приказ командующего 44-м германским армейским корпусом от 8 августа 1942 года, в котором, в частности, отмечалось: "Здесь нужно действовать иначе, чем на Дону. Считаться с тем, что в этих районах добровольные группы горно-кавказского населения могут сыграть немалую роль. Восстание горных народов Кавказа, направленное против нас, может иметь тяжёлые для нас последствия… Необходимо проработать приказ о запрещении грабежей…"9

"Памятка относительно отношения к Кавказским народам" открывается пунктом "а": "Кавказцы имеют выразительное национальное чувство и сознание племени; они свободолюбивы и горды. Одновременно они очень чувствительны. Поэтому физические наказания и оскорбления по отношению к кавказцам не допускаются…

…Кавказцы ожесточённо сопротивляются каждому чужому завоевателю, который намеревается их угнетать. Поэтому следует ласково обращаться с Кавказским населением, пока не имеется обоснованного повода к другого рода обращению. Рекомендуется осторожность в обращении с городским населением, пропитанным советской интеллигенцией"10.

Чтобы переманить народы Северного Кавказа на свою сторону, фашисты применяли изменённую пропагандистскую тактику, обещали населению "свободу и благосостояние", создание национальных органов управления, восстановление единоличных крестьянских хозяйств и всех связанных с этим благ.

Что рассказал на Лубянке немецкий фельдмаршал фон Клейст

Но расчёты на реанимацию частнособственнической психологии, угрозы расправой и террором не помогли.

10 октября 1942 года в газете "Грозненский рабочий" была опубликована статья И. Лапигонова "Майкопские партизаны": "Заняв район Майкопа, немцы сразу же кинулись к нефтяным промыслам. Однако надежды гитлеровцев на майкопскую нефть не оправдались, на месте промыслов они нашли развалины. Скважины были забиты, нефтепровод разрушен. С этого начали свою работу майкопские партизаны. Они не дали врагу нефти. Майкоп стал мёртвым городом. Люди старались не попадаться на глаза фашистским головорезам. Жизнь ушла в леса и горы, где действовало несколько партизанских отрядов. Напрасно фашисты разыскивают нефтяников. Они здесь. Партизанский отряд за короткое время уничтожил на лесных дорогах 100 немецких солдат и офицеров. Не найти немцам майкопчан-нефтяников, зато партизаны-нефтяники ежедневно находят немцев и беспощадно уничтожают их"11.

С 1 по 28 сентября 1942 года вооружённые части вермахта пытались овладеть Грозным, а затем и Баку. Однако советские войска нанесли врагу тяжёлое поражение.

Сохранение Грозного и Баку имело исключительно важное значение, так как в этом регионе находились главные запасы нефти и горючего для армии и флота. Однако доставка горючего фронтам была чрезвычайно осложнена, так как выход по железной дороге в европейскую часть СССР был перекрыт неприятелем. Потребовались неимоверные усилия и героизм железнодорожников, чтобы не допустить срыва обеспечения горючим из этого района нашей действующей армии. В предгорных и горных районах Кавказа основным видом транспортировки стали автомобили, что, в свою очередь, потребовало значительного увеличения расхода автомобильного бензина.

В результате выхода фашистских войск в район Воронежа, к Волге и предгорьям Главного Кавказского хребта во втором полугодии 1942 года обстановка с перевозками ещё более осложнилась; значительные участки коммуникаций, соединявших центральные и южные районы, оказались перерезанными. В связи с создавшейся обстановкой отгрузки горючего были перенесены на волжские и уральские пункты налива. Одновременно форсировался вывоз всех нефтепродуктов из Грозного и Краснодара на Махачкалу железнодорожными вертушками, а из Астрахани нефть переправлялась вверх по Волге. Для транспортировки горючего с кавказских нефтеперерабатывающих заводов оставался единственный путь: из Баку на Красноводск, затем через Каспийское море на Гурьев и железнодорожным окружным путём по Средней Азии, южному Уралу и Поволжью. Была осуществлена беспрецедентная в мировой практике переправа цистерн морем на плаву. В Баку и Махачкале цистерны, как правило без колёс, погружались в воду и буксировались морем, а их колёсные пары перевозились баржами.

Берлинское радио в середине ноября 1942 года сообщило о том, что работа Майкопских нефтяных промыслов налажена, и Германия обеспечивает свои потребности на 30 процентов кавказской нефтью. Это не соответствовало действительности: майкопской нефти фашисты не получили12.

Битва за Кавказ
Военное дело История История ЕГЭ по истории