10.02.2025 11:58
"Родина"

Таинственный портрет найден на шедевре Тициана

Текст:  Светлана Цыганкова
Под знаменитой картиной "Ecce Homo" - "Се человек" итальянского художника эпохи Возрождения Тициана обнаружили портрет мужчины. Ему дали временное название "Портрет неизвестного человека".
Технический анализ картины Тициана "Ecce Homo". / Andreas Pittas Art Characterization Laboratories/STARC, Институт Кипра
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Картину, на которой Тициан изобразил связанного Иисуса в терновом венце, стоящего рядом с Понтием Пилатом, готовили к консервации. Изучали под микроскопом. И исследователей, а этим занимались специалисты Лаборатории художественной характеристики Андреаса Питтаса Кипрского института, удивили разноцветные пигменты, пробивающиеся сквозь трещины на поверхности старой картины.

Микроскопические наблюдения позволили задокументировать стратиграфию - увидеть различные слои краски и материалов холста. Так команда и выявила материальное присутствие скрытого портрета. На нем Тициан изобразил усатого мужчину с пером в руках, стоящего рядом со стопкой бумаг.

Портрет неизвестного мужчины (на фото слева) был обнаружен под верхнем слоем картины Тициана. / Andreas Pittas Art Characterization Laboratories/STARC, Институт Кипра

Благодаря этому открытию исследователи теперь изучают, как композиция портрета повлияла на работу "Ecce Homo", к теме которой Тициан прибегал несколько раз. Самая известная версия "Ecce Homo" Тициана датируется 1543 годом и хранится в Художественно-историческом музее Вены.

Предположили, что Тициан нарисовал "Ecce Homo" поверх предыдущего портрета мужчины - перевернул холст, чтобы использовать его повторно. Как считают исследователи, переворачивание холста вверх ногами помогало визуально ослабить или нейтрализовать портретную композицию, тем самым облегчая выполнение зарисовки. Тициан эффективно нарисовал новую композицию прямо на портрете, что указывает на опытную, уверенную художественную руку мастера.

Спасение знаменитого шедевра Рубенса показал Эрмитаж

А вот тон двух картин на одном холсте заметно отличается. Одна из них представляет собой портрет неизвестного человека, а другая - повествовательную сцену известного эпизода из Страстей Христовых. Как прокомментировали специалисты, они не могут точно сказать, насколько раньше была написана первая картина. Любое предположение остается гипотетическим и основанным на стилистических наблюдениях.

Выставка "Тициан (1488/1490 — 1576). Картины из музеев Италии" в ГМИИ им. А .С. Пушкина
Новости СЗФО