13.02.2025 12:35
"Родина"

"Как в лабиринте, сам в себе бродил..." О драме воина и поэта эпохи Русской смуты Николая Тихонова

Послесловие к драме воина и поэта эпохи Русской смуты
Текст:  Семен Экштут (доктор философских наук)
Родина - Федеральный выпуск: №2 (225)
"Поэт романтического подвига" - так называли Николая Тихонова при жизни.
Герой Социалистического Труда Николай Семенович Тихонов в концертном зале имени П.И. Чайковского во время торжественного вечера в честь 70-летия писателя. / ТАСС
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Он обладал репутацией выдающегося литературного деятеля, которая была подкреплена большими тиражами его книг и упрочена высокими государственными наградами. Самым первым из числа советских писателей он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, опередив даже живого классика Михаила Шолохова. Только у него, да у Леонида Ильича Брежнева имелись две самые престижные советские премии - Международная Ленинская "За укрепление мира между народами" и Ленинская премия по литературе.

"К 1976 году (год 80-летия поэта) 162 книги Тихонова издавались 395 раз на русском языке и на языках народов СССР: азербайджанском, белорусском, грузинском, молдавском, казахском, узбекском, эстонском, хакасском, якутском, а также на иностранных: английском, французском, немецком, польском, испанском, чешском, хинди, бенгали, греческом, румынском, сербскохорватском и других - всего на пятидесяти одном языке, помимо русского"1.

И было бы странно, если бы в автобиографии поэт - в соответствии с канонами эстетики социалистического реализма - не посчитал нужным подчеркнуть предопределенность собственной судьбы:

"Теперь, оглядываясь на свою жизнь, я вижу, что есть какая-то фантастическая закономерность развития моего характера в условиях бурной эпохи войн и революций"2.

Великая архивная революция обнародовала документы, неопровержимо свидетельствующие, что официальная биография Тихонова - это миф, ибо у одного из корифеев советской литературы имелись свои тщательно спрятанные скелеты в шкафу, связанные с его происхождением и службой в белой армии. Среди обитателей советского олимпа Тихонов не был одинок. Недавно выявленные архивные материалы убедительно доказывают, что у белых служили будущие маршалы Говоров и Малиновский, что родной отец шестикратного лауреата Сталинской премии поэта и писателя Константина Симонова был генерал-майором Русской императорской армии, а мать происходила из рода князей Оболенских.

Эти примеры, число которых может быть умножено, доказывают лишь одно: в трагические годы Русской смуты деление на "красных" и "белых" нередко носило условный характер, а сам выбор лагеря не был предопределен никакими закономерностями. На излете жизни знаменитый поэт Русского зарубежья Георгий Иванов прекрасно сказал о фундаментальной роли случая в собственной жизни и в жизни людей своего поколения:

Но как бы Тихонов ни мифологизировал собственную биографию, достоверно известно, что в конце 1920 года он очутился в Петрограде и оказался в лагере красных, которому до самой смерти уже никогда не изменял.

Писатель Николай Тихонов, воспевший революцию, всю жизнь скрывал подробности своей биографии

Книга Георгия Иванова "Петербургские зимы" позволяет посмотреть на резкий поворот в жизни Николая Тихонова сквозь призму истории эмоций, объясняя, почему бывший белый офицер не устрашился появиться в красном Петрограде.

"Говорят, тонущий в последнюю минуту забывает страх, перестает задыхаться. Ему вдруг становится легко, свободно, блаженно. И, теряя сознание, он идет на дно, улыбаясь.

К 1920-му году Петербург тонул уже почти блаженно.

Голода боялись, пока он не установился "всерьез и надолго". Тогда его перестали замечать. Перестали замечать и расстрелы.

- Ну, как вы дошли вчера, после балета?..

- Ничего, спасибо. Шубы не сняли. Пришлось, впрочем, померзнуть с полчаса на дворе. Был обыск в восьмом номере. Пока не кончили, - не пускали на лестницу.

- Взяли кого-нибудь?

- Молодого Перфильева и еще студента какого-то, у них ночевал.

- Расстреляют, должно быть?

- Должно быть...

Борис Пильняк первым из писателей угадал в Сталине убийцу - спокойного и неторопливого

И не по бессердечию беседуют так спокойно, а по привычке. Да и шансы равны - сегодня студента, завтра вас".

Да, в 1920 году Тихонов, забыв страх, появился в Петрограде. Отваги и мужества фронтовику было не занимать. Шансы - уцелеть или погибнуть, - действительно, были равны. Повезло - он вытянул счастливый билет. Но прошлое навсегда осталось с ним. Лишь через год после смерти поэта были опубликованы строки, сокровенный смысл которых не был понят комментатором:

Власть была осведомлена о компромате на Тихонова. Летом 1938 года секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Андреевич Андреев представил генсеку Сталину докладную записку о планировавшемся награждении орденами группы советских писателей. В связи с этим биографии будущих орденоносцев, включая Тихонова, были подвергнуты тщательной проверке. Андреев знал о расстановке сил на вершине политической власти. Формально главой НКВД до ноября 1938 года оставался Николай Иванович Ежов, однако реальные рычаги управления уже находились в руках Лаврентия Павловича Берии, только что назначенного 1-м заместителем наркома внутренних дел. Именно с ним, а не с "кровавым карликом" Ежовым опытный аппаратчик Андреев решил согласовать кандидатуры.

О результатах рассмотрения сообщил Сталину:

"В распоряжении НКВД имеются компрометирующие в той или иной степени материалы на следующих писателей (далее следовало перечисление 31 фамилии, Тихонов был в этом списке пятнадцатым. - Авт.) ...

Просмотрев совместно с тов. Берия эти материалы, считаю, что (указаны пять фамилий из числа перечисленных, но Тихонова среди них нет. - Авт.) должны быть отведены из списка к награждению, как по характеру компрометирующего материала, так и потому, что за последние годы их вес в советской литературе был совершенно незначительным. ... Необходимо отметить, что ничего нового, неизвестного до этого ЦК ВКП(б), эти материалы не дают.

Советские писатели и композиторы у себя дома

Что касается остальных кандидатур к награждению, компрометируемых в той или иной степени материалами НКВД, считаю, что они могут быть награждены, имея в виду их значение и работу в советской литературе"4.

31 января 1939 года за "выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы" Тихонов был отмечен высшей наградой Советского Союза - орденом Ленина. "Красный граф" Алексей Николаевич Толстой, о котором было сказано, что компрометирующие его материалы "заслуживают внимания", получил лишь самый младший советский орден "Знак Почета", в просторечии именуемый "Веселые ребята".

/ РИА Новости

Орден Ленина стал своеобразной охранной грамотой Тихонова. Это был его второй счастливый билет. Но сам "скульптор слов", как однажды назвали поэта, о скелетах в шкафу не только помнил всю жизнь, но время от времени в неявной для массового читателя форме отважно упоминал в своих стихах, "нить Будущего к Прошлому прижав!"5.

За десять лет до смерти он опубликовал свое оправдание перед Вечностью:

Судьбы Загадки