Информация об этом прозвучала на конференции "Человеческое тело как символическое полотно", краткий отчет о которой опубликовал Национальный институт антропологии и истории Мексики (INAH).
Для цивилизации майя татуировки имели большое значение, так как отметины на коже указывали на их социальный статус, принадлежность к определенной этнической группе или культуре.
Помимо татуировок они использовали так называемое шрамирование - искусственное повреждение кожи, которое оставляло после себя шрамы-символы.
"В цивилизации майя татуировки и шрамирование человеческого тела имели важное значение не только в политической, но и в военной и общественной жизни, начиная с доклассического периода (2200 г. до н.э. - 200 г. н.э.) и до позднего постклассического периода (1250-1521 гг. н.э.), - информирует INAH.
Их использование было культурно структурировано, это были коды, которые регулировали сферу общения, указывая на социальную роль, принадлежность к группам или родам".
На конференции археолог Бенхамин Гуарнерос Брито представил результаты исследования, посвященного татуировкам и шрамированию в художественном выражении культур, которые населяли регионы вдоль реки Усумасинта, а также древние города Паленке, Чьяпас, Комалькалько, Табаско, Калакмуль и др.
В рамках исследования археологи провели эксперименты, чтобы определить, как именно коренные народы наносили шрамы и татуировки. Эксперименты показали, что наилучший результат дают инъекции красящих пигментов с помощью необычных инструментов - позвонков рыб и скатов. Кроме того, для нанесения татуировок и скарификации использовались разрезанные пополам раковины морских улиток.
"Слово "татуировка" происходит от самоанских слов "ta" (рисунок) и "tau" (кожа), - говорит Бенхамин Гуарнерос Брито. - Между тем, слово "скарификация" происходит от латинского "scaraficatio", что означает нанесение поверхностных надрезов или порезов на кожу. В языке майя используется слово "hots", которое переводится как "работа над собственным телом".
Археолог добавил, что традиция нанесения татуировок и шрамов существовала у майя в качестве отдельного направления искусства. Более того, он выдвинул гипотезу о том, что у майя существовала отдельная социальная каста художников.
К числу их официальных функций он относит настенную живопись, создание знаменитых кодексов майя и роспись керамических сосудов. Не исключено, что эти же художники занимались татуировками, со временем развив свое искусство в культурно-ритуальную традицию.
"Эту группу называли айциб или иш айк"уху"н, - говорит Брито. - Это были единственные люди, которые изготавливали и использовали утварь и материалы для рисования, письма и, возможно, татуировки и шрамирования, учитывая то, что данные виды деятельности регулировались правящим классом".
Исследователь добавил, что в двух хрониках, написанных испанцами в колониальные годы, описываются татуировки майя. Например, священник Диего де Ланде так описывал народ Юкатана: "Они работали над своими телами, и чем смелее и отважнее они были, тем больше мучений им доставляло это занятие". Испанцы связывали такие практики с языческими культами.