Исследователи изучили семь черепов, найденных в поселениях Пуч-Кастельяр (Барселона) и Улластрет (Жирона). Они проанализировали соотношение изотопов стронция и кислорода, чтобы выяснить, где родились и жили эти люди. Оказалось, что некоторые из них были местными жителями, а другие пришли издалека. Это подтверждает, что в железном веке в Иберии происходили военные столкновения и захват пленных.
В последнем тысячелетии до н. э. на северо-востоке Пиренейского полуострова происходили масштабные перемены. Местные общества активно торговали с финикийцами и греками, укрепляли поселения, строили крепости и разделяли города на районы по статусу жителей. Торговля приносила богатство, но также усиливала социальное неравенство и конфликты.
Традиционным погребальным обрядом иберов была кремация, поэтому находки черепов с признаками насильственной смерти - редкость. Ученые давно спорили об их происхождении - одни считали, что это останки уважаемых вождей, головы которых после смерти выставляли на всеобщее обозрение, другие же предполагали, что это военные трофеи, символизирующие победу над врагами.
Изучение изотопов в зубах и костях позволило понять, где рос и питался человек. Если химический состав костей совпадает с образцами из местной среды, значит, человек жил здесь. Если нет - он прибыл из другого региона.
Результаты исследования показали, что в Пуч-Кастельяре большинство обезглавленных были чужаками. Это укрепляет версию о том, что их головы выставляли в качестве трофеев после сражений. В Улластрете, крупнейшем иберийском поселении Каталонии, двое из трех изученных людей были местными. Это может говорить о внутренних конфликтах, казнях или наказаниях.
Эти данные опровергают представления о том, что иберийские общины были замкнутыми. Напротив, они активно воевали, заключали союзы и перемещались по территории. Обряд выставления отрубленных голов, скорее всего, был элементом демонстрации силы и власти.