23.02.2025 00:04
"Родина"

Капля воды сожгла бомбардировщик США ценой в бюджет Гренландии

Текст:  Антон Валагин
23 февраля 2008 года на авиабазе ВВС США Андерсен в Тихом океане произошла самая дорогая авиационная авария в истории. Стратегический бомбардировщик B-2 Spirit при взлете резко накренился влево, задев краем крыла землю, упал между взлетно-посадочной полосой и рулежной дорожкой и сгорел. Стоимость уничтоженного огнем самолета составила 2,1 миллиарда долларов - это годовой бюджет Гренландии.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Бомбардировщик ВВС США B-2 Spirit

Полет был учебным, боеприпасов на борту Spirit не было, оба летчика катапультировались. Майора Райана Линка после медосмотра отпустили, у его штурмана, капитана Джастина Грива обнаружили травму позвоночника и отправили офицера в госпиталь. Командование ВВС США приостановило полеты всех B-2 до выяснения причин аварии. Чтобы заменить их, на остров Гуам, где располагается авиабаза, прилетели бомбардировщики B-52.

Расследование установило, что B-2 разбился из-за неправильной работы датчиков приема воздушного давления - с их помощью измеряется скорость самолета. Перед вылетом над аэродромом прошел ливень, попавший в датчики конденсат изменил их работу. Неверные показания привели к тому, что B-2 оторвался от земли на скорости меньше положенной. А обманутые датчиками бортовые компьютеры задали слишком большой угол атаки (проще говоря, задрали нос самолета). Все это привело к сваливанию бомбардировщика и столкновению с землей.

В официальном отчете ВВС сказано, что экипаж действовал правильно. Моделирование ситуации на тренажере подтвердило, что избежать крушения летчики не могли.

Погибший самолет имел бортовой номер 89-0127 и собственное имя "Дух Канзаса" (все "Спириты" названы в честь американских штатов). Бомбардировщик был выпущен в 1995 году, участвовал в налетах на Югославию, Ирак и Афганистан.

Катастрофа на авиабазе Андерсен - первая невозвратная потеря B-2 после 14 лет эксплуатации. Следом случилось еще несколько серьезных ЧП с самолетами этого типа, но там "Спириты" получили некритические повреждения и были восстановлены.

Northrop Grumman B-2 Spirit - очень американский самолет. Эффектный - конструкторы словно позаимствовали его облик из комиксов про Бэтмена, - высокотехнологичный, баснословно дорогой... и бесполезный.

Разработка бомбардировщика обошлась в 23 миллиарда долларов, средняя стоимость каждого построенного борта - $ 2,1 млрд. Для сравнения - в 2014 году Украина выставила на eBay сравнимый по характеристикам Ту-95МС за три миллиона долларов.

Главным достоинством B-2 его создатели называют малозаметность. Компоновочная схема "летающее крыло", плоские сопла реактивных двигателей, безумно дорогое поглощающее покрытие крыльев и фюзеляжа, которое надо регулярно обновлять - все направлено на то, чтобы самолет с размахом крыла в 50 метров выглядел на радарах гораздо меньше и и увидеть его они могли только с близкого расстояния.

Spirit - последний птенец "холодной войны", он создавался для того, чтобы незаметно доставить и сбросить на Советский Союз 16 термоядерных бомб. Но СССР распался и B-2 остался без противника. Однако контракт с Northrop Grumman был подписан, выделенные средства освоены, в 1988 году компания показала публике первый построенный самолет.

Еще через 15 лет выяснилось, что российский ОПК прекрасно осведомлен о свойствах поглощающего покрытия B-2 (а также "истребителей-невидимок" F-22 и F-35), в связи с чем радары российских систем обнаружения, комплексов ПВО и самолетов-перехватчиков обучили работе в других диапазонах: метровом и дециметровом, - где стелс-технологии не действуют.

Гибель "Духа Канзаса" показала, что уничтожить суперсовременный бомбардировщик США способен даже тропический дождик. Страшно подумать, что произойдет при встрече Spirit с дроном, купленным за копейки в интернете и снабженным килограммом тротила.

Названа причина гибели первой в мире боевой подлодки
Военное дело История