Судя по архивным данным, Старую Москву невозможно было представить без разного рода уличных торговцев, которым блины выносили из пекарен на небольших ручных лотках. Часть из них отправлялась прямиком к стоянкам извозчиков. Самый ходовой товар - щедро смазанные топленым маслом блины с начинкой из яиц. Такие продавали в закрытых ящиках - по копейке за штуку.
За более изысканными вариантами москвичи отправлялись в трактиры. В своих мемуарах московский юрист Николай Давыдов уверял, что "такие особенные отбивные, расстегаи, осетрину, пожарские котлеты и, конечно же, блины" можно было попробовать только в столице.
Первый в списке - трактир Ивана Тестова, где к закускам подавали огромный выбор крепких настоек собственного изготовления, а также множество французских и рейнских вин. Но у этого заведения существовал серьезный конкурент - трактир купца Егорова, где на первом этаже даже организовали отдельную блинную. Тут можно было отведать "фирменные блины" с холодной белужиной или осетриной, с хреном и уксусом.
В подобных заведениях, судя по воспоминаниям современников, всегда царила "семейная атмосфера". Посетители приходили сюда как в себе домой, проводили за столами по несколько часов. Некоторые наведывались в трактиры по три раза в день - на завтрак, обед и ужин. Хозяева и половые знали по именам-отчествам всех постоянных гостей. А во время Масленицы посетителей встречали с особым радушием, вручая им отпечатанные на красивой бумаге поздравительные карточки.
Как пишет mos.ru, не только трактиры предлагали своим посетителям угоститься блинами. Московские рестораны, такие как "Золотой якорь" Ивана Кучерова, неизменно включали блюдо в меню своих заведений - несмотря на разнообразие представленных кухонь. То есть, закуска с разнообразными начинками пользовалась спросом в заведениях самого разного уровня.
Также в Главархиве сохранилась масса документов о том, как праздновали Масленицу в XIX веке. Сообщается, что в 1837 году московские чиновники разрешили людям устраивать балаганные представления и торговать разными товарами в центре Москвы. Но было условие: часть денег, полученных от развлекательных мероприятий, должны пополнить городскую казну.
Желающим установить балаганы нужно было заплатить по 150 рублей. Для сравнения: в те времена карточный долг дворянина мог составлять 500 рублей. Это считалось - в "рамках приличия". Но эти деньги проигравшие старались отдать как можно быстрее, в первую очередь.
С течением времени количество мест для общественных гуляний в Москве на Масленицу и Пасху только увеличивалось. Во второй половине XIX века иногда даже разрешали строить временные специальные деревянные эстрады для актеров.
Подробнее с меню столичных заведений начала прошлого века и организацией досуга в те времена можно ознакомиться в электронном издании Главархива "Москва хлебосольная", которое доступно в виртуальном музее "Москва - с заботой об истории".
Дореволюционные вывески магазинов