28.02.2025 10:11
"Родина"

Американский инженер уговаривал власть не украшать московское метро, рассказали эксперты

Текст:  Николай Роганов
В столице проходит выставка "Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы" и один из ее разделов посвящен строительству и украшению метрополитена.
Стенд с письмом Вайнера. / Николай Роганов
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Любопытный документ представлен из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. В 1934 году американский консультант Питер Вайнер уговаривал члена Политбюро ЦК ВКП(б) Лазаря Кагановича, который курировал строительство московского метро, не украшать его.

Письмо американского инженера Кагановичу с предложением не украшать московское метро

Консультанты из США в те годы работали в столице, используя опыт сооружения метро в Нью-Йорке. Руководство СССР поставило строителям подземки задачу под девизом "Американская деловитость плюс русский размах".

Питер Вайнер долгое время добивался встречи с Кагановичем и никак не мог ее получить. Отчаявшись побеседовать с шефом лично, написал ему письмо, на первой странице которого заявляет: "Я считаю своим долгом ознакомить Вас со всеми решениями Метростроя, которые, по моему мнению, неправильны".

Далее он говорит об ответственности его как консультанта и напоминает, что метро - это в первую очередь городской транспорт. "Движение поездов предполагается каждые полторы минуты, следовательно, пассажиры будут находиться на станции не более 2-х минут, что даже не даст им возможности обратить внимание на грандиозность и художественность облицовки".

Подобное архитектурное оформление станций увеличит их стоимость, предупреждает Вайнер, особенно это относится к предполагаемой станции на Комсомольской площади. Это "Комсомольская" кольцевой линии, одна из самых красивых станций.

"Не следует вводить никаких ненужных украшений, как-то: барьеры, выступы, карнизы и т.д., которые явятся рассадником пыли и грязи", - пишет инженер. "Я думаю, что в интересах строительства метро было бы желательно иметь с Вами личное интервью".

Предложение Вайнера не украшать станцию "Комсомольская" и весь московский метрополитен не нашло поддержки у руководства страны и сейчас столичная подземка одна из самых красивых в мире.

Старая мозаика со Сталиным на станции метро "Комсомольская"

Ранее "Родина" писала о том, как на станции метро "Комсомольская" кольцевой линии вместо панно "Вручение гвардейского знамени" с изображением Иосифа Сталина после развенчания культа личности появилась в 1963 году мозаика "Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт".

"Это исторически неверно" На известном панно станции метро "Комсомольская" нашли ошибку

А на старом панно советский товарищ Иван Остапенко нашел ошибку - отправляющиеся на фронт солдаты не могли быть однообразно молодыми и среди них обязательно нужно показать людей постарше. О чем Остапенко и написал в редакцию газеты "Советское искусство" в 1952 году.

Новости