Как сообщили в пресс-службе института, оказалось, что древние кораблестроители герметизировали швы между поясами внутренней бортовой обшивки с помощью просмоленных шерстяных жгутов. Для того, чтобы их дополнительно зафиксировать и обеспечить гидроизоляцию, на них наносили композитные обмазки. Они состояли из глины, в которую добавляли волосы животных, пух и перья.
Последние компоненты связывали глину и обеспечивали ей долговечность и дополнительную прочность. Все дело в том, что волосы животных и перья практически не размягчаются в воде.
Также в составе обмазок ученые обнаружили термоустойчивые глинистые минералы цеолиты. Они способны выдерживать высокие температуры. Предполагается, что благодаря этому композитный материл мог выполнять важную для военного корабля функцию - защищать просмоленные шерстяные жгуты от возгорания при обстреле зажигательными снарядами.
Кроме этого, древние суда имели биозащиту. Снаружи поверхность корпуса корабля была покрыта смесью биоцидного серосодержащего красителя реальгара, который содержал воск и смолы хвойных деревьев. Это обеспечивало защиту судна от влаги и древоточцев, а также гарантировало, что борт не обрастет моллюсками. А это важно для долгой эксплуатации и скорости корабля.
По словам ведущего специалиста лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Эдуарда Грешникова, исследование проводилось с помощью разнообразных методов. В их числе - хроматографического анализа (он распознал, какая именно органика содержалась в покрытиях), рентгеновской спектрометрии и дифрактометрии на синхротроне "КИСИ-Курчатов" (была определена структура и состав минеральной части покрытий), а также оптической и электронной микроскопии (для определения шерсти, пуха и перьев).
Исследование проводилось совместно учеными Института археологии РАН, Курчатовского института и Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. Оно позволяет по-новому оценить уровень античного кораблестроения, в частности в эллинистический период. Результаты работы могут быть полезными для сохранения исторических судов в качестве музейных экспонатов и их реставрации.
Исследование затонувшего корабля "Левиафан" на дне Ладоги