05.03.2025 00:01
"Родина"

Кто построил первый русский самолет? Спор, которому больше 100 лет

Кто построил первый русский самолет? Спор, которому больше 100 лет
Текст:  Андрей Ковтун
Родина - Федеральный выпуск: №8 (804)
Прошедшие в декабре 2003 года юбилейные торжества в честь столетия мировой авиации напомнили всему миру о приоритете братьев Райт в области покорения пятого океана. В начале 2006 года сто лет со дня первого полета в Европе отмечали во Франции. Нашим соотечественникам эти славные юбилеи напоминают о 100-летии отечественной авиации. Между тем, по сути, этой даты мы еще и не установили, хотя в ХХ веке высказывалось много различных утверждений о национальных русских приоритетах в области создания и развития отечественной авиации*.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В течение многих десятилетий ХХ века в отечественной истории техники мировой приоритет в создании летательного аппарата тяжелее воздуха с мотором отдавался контр-адмиралу в отставке А. Ф. Можайскому. "Историческому полету" его самолета в советской авиационной историографии уделяли так много внимания, что в разные годы исследователи "находили" "свидетелей" этого "исторического полета". Постепенно число удачных полетов достигло "нескольких", а длина одного из них - 200 метров. Дошло даже до того, что английская "Книга Гиннесса об авиации", признавая за братьями Райт пальму первенства в управляемых полетах на аппарате тяжелее воздуха с двигателем, отдала Можайскому приоритет в "подлете" пилотируемого аэроплана, при скатывании с рампы разгонявшегося до нужной скорости с помощью моторов1.

В целом ряде изданий приведено значительное количество источников и документов, свидетельствующих, что 1882-1883 годах Можайский закончил постройку и приступил к испытаниям своего летательного аппарата2. Однако о результатах летных испытаний достоверных данных нет, и ни одного официального документа по ним нигде так и не было обнаружено и опубликовано. Их отсутствие и послужило в дальнейшем предметом многочисленных догадок и домыслов.

/ Рис. худ. К. Арцеулова.

Чтобы исключить все сомнения, в 1980-е годы, в преддверии 100-летия завершения постройки первого в России аэроплана, в ЦАГИ провели полномасштабное аэродинамическое исследование модели самолета Можайского. Вывод наши ученые сделали принципиальный, честный и однозначный: "Расчеты, основанные на результатах испытаний модели самолета и моделей винтов в аэродинамических трубах, показывают невозможность установившегося горизонтального полета самолета Можайского из-за недостаточной тяги". Так откуда возник этот поистине "исторический" полет?

Самолет Можайского мог летать - это показали в стенах Военно-космической академии имени Можайского

В почти вековой истории нашей авиации остались два периода, когда "полет первого в мире самолета А. Ф. Можайского" особенно активно муссировался и популяризировался. Первый из них относится к 1909 - началу 1910 года, когда успехи "аппаратов тяжелее воздуха" в Европе и за океаном постоянно привлекали внимание русской общественности и настолько подогревали ее "авиационные ожидания", что нередко на газетных страницах появлялись сенсационные сообщения о якобы увиденных в небе самолетах, хотя в России еще не летали.

В 1909 году журнал "Воздухоплаватель" (№ 3-4) опубликовал статью известного ученого полковника В. Ф. Найденова "Аэроплан в своем историческом развитии…", где о полете самолета Можайского сообщалось: "В 1884-1885 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлете аэроплан накренился набок и поломал поддерживающие поверхности, на этом и окончились опыты…"

Первые русские авиаторы и их самолеты

Примерно четверть века спустя живых свидетелей "исторического полета" при желании можно было найти (если они были), но их почему-то так и не оказалось. Даже сын изобретателя, А. А. Можайский, не удержался и в ответ на многочисленные спекуляции в прессе в письме в редакцию "Нового времени" 22 ноября 1910 года написал: "Сообщенные… сведения, относящиеся к трудам первого из этих пионеров, моего отца Александра Федоровича Можайского, во многом не соответствуют действительности". Кто как не сын изобретателя должен был знать истинное положение дел и результаты испытаний в воздухе. Тем не менее он сообщил, что "почти законченный аппарат был предложен Военно-инженерному ведомству. Это ведомство отказалось приобрести в собственность аппарат…". И ни слова о полетах!…

Вновь имя и мировой приоритет Можайского озвучили в нашей стране в 1947 году, когда в СССР широко отмечали 100-летие со дня рождения "отца русской авиации" Н. Е. Жуковского.

В те годы возникло даже персональное "Дело А. Ф. Можайского", недавно обнаруженное в архиве ЦК КПСС научным сотрудником ИИЕТ РАН Ю. И. Кривоносовым. Начало ему положило письмо известного воздухоплавателя и историка авиации Н. Д. Анощенко. Обращаясь к курировавшему в те годы авиацию секретарю ЦК Г. М. Маленкову, автор письма испрашивал у властей предержащих, какую дату полета самолета Можайского считать "правильной" и какие указания "сверху" последуют, чтобы "идеологически выдержанно" отметить и популяризировать это историческое событие.

Апофеозом апологетизации стали художественный фильм "Можайский", где самолет в полете сняли методом комбинированной съемки, и начало постройки летающей модели самолета в натуральную величину. По замыслу он должен был пролететь на очередном воздушном параде в Тушино и убедить всех, что именно так проходил "исторический полет".

Наиболее реальным развитием ситуации, по-видимому, следует считать утверждение ученых из ЦАГИ в разделе "Хроника" вышеупомянутой книги "Авиация в России"", отметивших, что в июле 1885 года состоялась "попытка летных испытаний самолета А. Ф. Можайского: при разбеге по земле он накренился набок и поломал поддерживающие поверхности".

Таким образом, можно уверенно полагать, что аэроплан Можайского стал первым в России построенным самолетом, доведенным до стадии летных испытаний, а июнь 1883 года следует считать важной вехой в истории отечественного авиастроения… Но не началом развития авиации в России!

Все-таки по аналогии с мировой датой рождения отечественной авиации следует считать первые успешные полеты самолетов оригинальной русской конструкции и отечественной постройки, пилотируемых нашими летчиками.

Авиаконструктор Игорь Сикорский

Однако и здесь остаются вопросы. Сразу три авиаконструктора в России А. С. Кудашев, И. И. Сикорский и Я. М. Гаккель совершили первые успешные полеты на своих аэропланах в период 5 -19 (н. ст.) июня 1910 года. Но можно ли полагать июнь 1910 года датой рождения отечественной авиации? Как тогда быть с полетами российских летчиков М. Н. Ефимова и С. И. Уточкина весной 1910 года? Ефимов свой первый самостоятельный полет совершил во Франции 25 декабря 1909 года, а в Одессе впервые поднялся в воздух 21 (8 ст. ст.) марта 1910 года. К лету Уточкин успел выступить с демонстрационными полетами в Киеве, Орле, Москве и т. д., объехав чуть ли не пол-России. В конце апреля 1910 года в Петербурге состоялась первая авиационная неделя, и сразу же после ее окончания началось систематическое обучение военных летчиков. Это ли не широкомасштабное развитие отечественной авиации?!

Недавно появилось предложение считать датой зарождения авиации в России 29 (16 ст. ст.) января 1908 года - дату основания в Санкт-Петербурге Императорского Всероссийского аз- роклуба (ИВАК) как "первого официального учреждения, созданного решением правительства данной страны или решением иного высококомпетентного органа страны, имеющего учрежденный Устав (Положение) и ставящего перед собой задачи создания, отработки, эксплуатации или развития авиационного дела в нашей стране"4. В начале 1908 года к моменту образования Аэроклуба в Российской империи еще не имелось ни одного летчика, не было построено ни одного аэроплана и даже не состоялся ни один демонстрационный полет на аппарате тяжелее воздуха. Более того, в первые годы своего существования ИВАК более интересовался проблемами воздухоплавания, чем авиации.

В нашей авиационной истории остался еще один возможный "претендент". В ряде источников5 сообщалось, что в конце 1909 года в Москве изобретатель Юрий (Юлий) Кремп "построил аэроплан и мотор, пользуясь исключительно русскими материалами… Ю. Кремп много работал в автомобильном деле, а теперь занимается воздухоплаванием, 4 года тому назад он построил в Германии моноплан у Заарбрюкена. После этого Ю. Кремп много работал у немецкого авиатора Граде". Изюминкой этого самолета, отличавшегося предельной простотой, были первые в мире авиационные лыжи из ясеневой доски с отогнутым вверх носком. Летные испытания состоялись в конце декабря, и во время одного полета "после небольшого пролета на высоте 6 м лопнул картер, и двигатель пришел в полную негодность". После ремонта самолет больше не летал, в 1910 году экспонировался на воздухоплавательной выставке в ИМТУ, потом долго стоял в Политехническом музее, но, к сожалению, не сохранился.

В советской официальной истории летные испытания самолета Кремпа полетом не называли. Шавров писал, что "взлет не получился, но удавались подскоки. Один раз самолет ветром подбросило на высоту до 6 м, при ударе о землю картер двигателя дал трещину, и испытания на этом прекратились".

Однако когда в 1912 году в московском журнале "Аэро-" опубликовали статью киевского автора "Воздухоплавание в Киеве", редакционной сноской уточнили, что "до Кудашева поднялся и пролетел 60 м… моноплан Кремпа с мотором Кремп; полет был совершен над Москвой, но не был зарегистрирован и не получил известности. Повторить же его из-за порчи мотора и недостатка в средствах Кремп не мог", Спустя год в том же журнале подчеркивалось, что "первая попытка создания аэроплана с лыжами сделана московским конструктором Кремпом на его моноплане 1909 г., который явился первым русским аппаратом, оторвавшимся от земли" (последняя фраза в тексте оригинала выделена курсивом! Авт.)6. Любопытно, что в 1912-1913 годах Кремпа вспоминал постоянный автор и обозреватель журнала, в те годы совсем юный энтузиаст авиации Н. Д. Анощенко, тот самый, который спустя 35 лет испрашивал у властей партийного благословения на популяризацию полета самолета Можайского.

Самолет "Илья Муромец"

Увы, история постройки самолета Кремпа, да и биография самого конструктора до конца не выяснены. Ни в журналах тех лет, ни в газетном фонде "Ленинки" подробностей наземных и летных испытаний почти нет7.

Вызывает удивление то обстоятельство, что постройку первого в Москве аэроплана никак не отметили на подсекции воздухоплавания проходившего в те дни XII съезда естествоиспытателей и врачей. Сообщения о Кремпе и его самолете с конца января 1910 года прекратились.

Таким образом, пока нет достаточных оснований однозначно утверждать, что в конце 1909 года в Москве состоялся первый в стране полет оригинального самолета русской постройки.

Однако пока еще не все потеряно. Надеемся, что к столетнему юбилею нашей авиации коллективными усилиями удастся стереть оставшиеся "белые пятна" и окончательно определиться с национальными приоритетами.

Источники

* Статья Андрея Ковтуна "Кто первый?" опубликована в журнале "Родина" №8 за 2004 год. На сайте публикуется впервые

Дискуссии Научная библиотека История