21 марта исполнится ровно двести лет со дня его рождения. И почти 135, как изобретателя не стало - простудился и умер от воспаления легких на самом пике испытаний, успев заказать в России, на Обуховском заводе, более мощный и облегченный двигатель для своего аппарата…
Не стану утверждать, что все 135 лет после кончины Можайского его биографы, историки авиации и просто заядлые полемисты ломали копья в спорах, мог ли в принципе полететь аппарат Можайского с двигателем на паровой тяге. Но дискуссии такие то возникали, то затихали, а точка в спорах не поставлена до сих пор.
Алексей Ланцов, многократный чемпион России и призер мировых чемпионатов по авиамодельному спорту, решил в этой полемике высказаться по-своему. Заядлый в своем деле энтузиаст и умелец, под стать Можайскому, он рассчитал и построил уменьшенную копию того аппарата, что готовили к испытаниям на военном поле в районе Красного Села под Петербургом без малого 140 лет назад.
И вот, что называется, звездный час.
"Два дня в нашей академии проходили демонстрационные полёты модели самолёта Можайского - точной весовой, размерной копии, с соответствующей пропорциям силовой установкой. Автор модели - Алексей Борисович Ланцов. Модель стала чемпионом России среди копийных самолетов. Доказано экспериментально: самолёт А.Ф. Можайского мог летать и на десятилетия опередил авиационную мысль".
Такое сообщение пришло из Петербурга в Москву к прямым потомкам Можайского - праправнуку Юрию Николаевичу Радюкину, его брату и близким. А прислал известие вместе с видеозаписью Александр Калистратов, руководитель обновленного, как и Николаевский парадный зал, музея ВКА имени Можайского.
За три века своей истории академия повидала немало. Началось всё с Инженерной школы, созданной по указу Петра I в 1712 году в Сухаревой башне в Москве, а продолжилось во Втором кадетском корпусе, расположенном уже в этих стенах. Затем, в советские годы, тут вели подготовку инженеров и техников Военно-техническая и Военно-теоретическая школы Красного Воздушного Флота. Ныне это Военно-космическая академия, крупнейший политехнический вуз в системе Минобороны России и кузница офицерских кадров для ракетных частей и Военно-космических сил. С 1955 года носит имя А.Ф. Можайского.
Возрожденный Николаевский зал, по словам историка Юрия Никулина, помнит шаги императоров и голоса великих полководцев - выпускников кадетского корпуса. Он овеян славой тех защитников Отечества, кто на рубеже XVIII и XIX веков создавал российскую артиллерию, кто под знаменами Отечества отражал нашествие врага в Отечественную войну 1812 года…
Теперь, как и встарь, тут вручают знаки отличия лучшим курсантам и переходящие вымпелы лучшим подразделениям академии. Недавно в исторических стенах организовали концерт Санкт-Петербургского симфонического оркестра "Классика": звучали Вивальди, Моцарт, Бетховен, а кульминацией стала увертюра Петра Ильича Чайковского "1812 год".
Но летный экзамен под сводами Николаевского зала устроили впервые. На показ-представление, где солировала "летунья" Можайского под управлением Алексея Ланцова, зрителей не приглашали. Возможно, хотели в узком кругу убедиться, что аппарат и вправду летает, да еще в таком ограниченном пространстве.
Судя по видео, сомнений на этот счет не осталось. Необычная модель с широченными крылами, напоминающая скорее бабочку, чем самолет, уверенно разбегалась на паркете и так же уверенно взлетала. Поднималась к потолку, виртуозно обходила тяжелые люстры и - в это трудно поверить! - выполняла фигуры высшего пилотажа. Ходила "на ноже", показывала "конвейер" - касание пола и тут же отрыв, и по учебной классике - "коробочкой" - заворачивала на посадку.
- А сейчас, - обращается автор модели к телеоператору, - будет полет на закритических углах атаки - больше 45 градусов. Заметьте: самолет никуда не виляет, абсолютно четко справляется с заданными режимами. И даже на таких углах можно выполнять "восьмерки" - не прямой полет, а управляемые фигуры…
К тем лаконичным комментариям, что Ланцов дает за кадром, на портале tenchat.ru приводится его же краткое пояснение о самой модели.
- Сегодня появилась возможность вдохнуть жизнь в чертежи прошлого - благодаря электронике и специальным компонентам, мы их "возродили", - рассказал Алексей Ланцов.- Настоящий самолет Можайского весил около тонны, а у нас масштабный вес получился 125 граммов. Для изготовления использовались карбоновые прутки сечением 0,5 мм, на всю конструкцию ушло около 50 метров. Само покрытие выполнено из лавсановой плёнки толщиной 3 микрона…
У тех немногих, кто воочию наблюдал полет, была возможность рассмотреть модель самолёта вблизи. Проследить, как работают рули управления, механика крыла. И даже потрогать, кожей ощутить, из чего что сделано…
- Раньше мы встречали этот самолет только в музеях - в модели или на картинках. А тут - завидовали сами себе: увидели его в полёте, - признаются счастливые очевидцы показательных выступлений "летуньи" Можайского.
На памятной монете Банка России - имя и самолет Александра Можайского к 200-летию изобретателя.