Как сообщили в музее-заповеднике "Царское Село", у них больше нет люстр такого формата и на такое огромное количество свечей. Люстры украшены многочисленными гирляндами, подвесками, обелисками разных размеров и гранеными розетками. Для их производства использовали бронзу, стекло и хрусталь. Тип люстр в 1796 году разработал итальянский архитектор Джакомо Кваренги для оформления парадных дворцовых залов.
По словам хранителя музейной коллекции "Металл" Екатерины Стадлер, сначала люстры разобрали и почистили. Потом устранили разрывы бронзы, трещины, нанесли позолоту в местах утрат. Кроме того, пришлось изготавливать и недостающие детали.
Люстры XVIII века вернули в парадные залы Царского СелаРеставраторы заменили также старую электропроводку, изготовили трубки молочного стекла, имитирующие свечи.
Первоначально, при Екатерине II, люстры делали для Георгиевского зала Зимнего дворца. Но туда они сразу не попали. Павел I распорядился украсить ими Михайловский замок. Оттуда уже перевезли в Зимний дворец.
Изначально хотели изготовить восемь таких люстр. Сделали же три. Заказ выполняли в петербургской бронзолитейной мастерской Иоганна Цеха. Именно эта мастерская специализировалась на изготовлении подобных светильников. В каждой люстре было по 50 свечей.
В Царское Село люстры поступили в 1830 году. Их разместили в трех залах парадной анфилады Нового (Александровского) дворца - Полукруглом и Портретном, Мраморной гостиной. В 1848 году уже Александра Федоровна распорядилась добавить к каждой люстре по 50 рожков для свечей.
Их основа - массивный ажурный обод со стеклянным поддоном внизу и центральный шток с балясинами рубинового стекла. Вся конструкция крепится на цепях, они сходятся к розетке с шишкой, которая увенчана "фонтаном" с подвесками. Золоченая бронза и блик хрусталя при зажженных свечах создавали неповторимый эффект.
Во время Великой Отечественной войны люстры эвакуировали: одну - в Новосибирск, две - в Сарапул. Потом они снова вернулись в Царское Село.
Личные комнаты Екатерины II в Царском Селе