Кердюгенский воин - один из центральных экспонатов музея университета. Сейчас он стоит в центре зала. При этом исследования находок, которые собрали на месте его захоронения, далеки до завершения.
Загадочное погребение обнаружили еще в 2004 году в ходе небольшой полевой разведки в местности Кердюген, в девяти километрах севернее села Чурапча.
Сначала на глубине семи сантиметров откопали костяные пластины, которые, как потом выяснилось, оказались щитами.
"В этот момент мы могли только догадываться, что с каждым снятым сантиметром приближаемся к находке мирового уровня. Максимальная глубина погребения составила 35 сантиметров, и это совсем не глубоко", - отметила Лилия Алексеева.
На дне могилы лежал мужчина, полностью укрытый щитом из более сотни костяных пластин. В нижней части захоронения были сложены наконечники стрел и мешок с бытовыми вещами. Сразу стало понятно, что это погребение "уникальной сохранности". Такого ни в Якутии, ни в соседних регионах еще не находили.
Первые результаты исследования материалов показали - это памятник ымыяхтахской культуры позднего неолита.
По словам археолога, в обнаруженном погребении "необычно было все". Например, был нарушен анатомический порядок костей.
"Сильно растянут в позвоночном отделе, что при замерах костяка составило 192 см! Поразили массивная форма черепа с широкой нижней челюстью, отсутствие зубов с правой стороны, следы неправильно сросшихся переломов", - перечислила исследователь.
Рядом с воином располагались собранные в кучу кости второго человека. С находкой связано "жуткое" предположение специалистов. Это может говорить о человеческом жертвоприношении, сопровождавшемся актом каннибализма. Разобраться в вопросе помогут назначенные лабораторные исследования.
Лилия Алексеева уточнила, что основой для реконструкции внешности и образа жизни погребенного стали описание самого костяка и характер полученных травм. Речь в том числе о многочисленных переломах костей рук, ног, плечевых, локтевых суставов. Все вместе это говорит об экстремальном образе жизни воина. Травмы, как выяснили ученые, связаны либо с прямым сильным ударом по конечностям, либо с прыжком с большой высоты.
Антропологические исследования кердюгенца провели сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Татьяны Чикишевой. Они определили, что могила принадлежала человеку 40-50 лет. Морфологические признаки его черепа оказались близки к арктической расе. Длина тела - 165 сантиметров.
На то, что это был лучник, указывал анализ мышечного рельефа: хорошо развитые мышцы и кости плечевого пояса, груди, спины, рук, особенно правой стороны.
"Вывод подтверждает и сопроводительный инвентарь погребения. Есть такой термин - псы войны. Мне кажется, что это как раз про нашего героя", - отметила археолог.
О том, что воин жил 3800-4000 лет назад, заявили специалисты из американского Университета Аризоны, которые также подключились к изучению и провели свой анализ.
Лилия Алексеева подчеркнула, что погребение дает обширный материал для изучения проблем, связанных с социально-экономическими аспектами жизни общества. Оно помогает понять, как из среды охотников и рыболовов стали выделяться воины-вожди, прошедшие серьезную боевую подготовку.
"Наличие костяного доспеха и щита с многочисленными пробоинами свидетельствует о довольно частых и серьезных столкновениях. Более того, само изготовление щита и доспеха требовало невероятного мастерства, а значит, появления людей, специализирующихся на их изготовлении", - констатировала археолог.
К интересному выводу привело исследование черепа воина. Оно показало, что под головой погребенного был разожжен небольшой костерок, который устроили после того, как положили покойника в могилу.
"Условное сожжение головы, очевидно, свидетельствует о нахождении души человека в голове или в волосах. Использование огня в погребальной практике, предположительно, связывается с переходом души на небо", - цитирует эксперта ТАСС.
Отмечается, что для создания 3D-модели воина специалисты оцифровали более 400 археологических материалов. Были полностью отсканированы костяк, щит, доспех, сопроводительный инвентарь. Реконструкцию лица выполнили по методу выдающегося советского антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Сейчас специалистам предстоят генетические исследования, которые, как они рассчитывают, прольют свет на родство лучника и "его жертвы" с современными народностями.