Решительность Воинова
Режиссер-постановщик будущего фильма Константин Наумович Воинов (Кац) в 30-е годы учился в Театральной студии Н.П. Хмелева. Вместе с ним азы творческой профессии здесь же постигал и Георгий Вицин. Вскоре после окончания учебы Воинов, питавший большой интерес к экранизации классики, задумал поставить фильм по "Женитьбе Бальзаминова" Александра Островского. По старой памяти ему хотелось снять Вицина в главной роли. Но тогда не сложилось.
Их судьбы разошлись. Воинов снял несколько фильмов - "Трое вышли из леса", "Солнце светит всем", "Молодо-зелено"... А Вицин познакомился с Леонидом Гайдаем, который открыл его в картинах "Жених с того света" и в легендарном образе Труса из троицы в компании с Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым.
Однако Воинов не оставлял своего замысла снять "Женитьбу" и в начале 60-х стал настойчиво уговаривать Вицина сыграть главную роль.
Вицин наотрез отказывался: ведь герой-то - двадцатилетний паренек, а Георгий уже перевалил за сорок. Говорят, Воинов ему возразил: "Это тебе по паспорту 46, а на вид нет и 30"1. В итоге уговорил. Забегая вперед: мастера грима спасли артиста, морщинки на лице закрыли нарисованными веснушками, а голову украсили "модным" париком из кудрей. Говорят, Вицин потом шутил про женитьбу забальзамированного.
Сценарий был написан самим Воиновым по трем произведениям Островского - "Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся - чужая не приставай" и, собственно, "Женитьба Бальзаминова". Когда на рубеже 1963-64-го годов режиссер представил его на студию "Мосфильм" и в союзный Комитет по кинематографии, рецензенты засомневались: все-таки классика, Островский... сможет ли он? Литературный критик Григорий Бровман прямо заявил, что не увидел в замысле "нравственного пафоса", а без него и браться, мол, за съемку не стоит. Тем не менее режиссеру дали шанс.
Город старух
Действие картины происходит в XIX столетии, в купеческом Замоскворечье. Естественно, никакие современные городские "пейзажи" для съемок фильма не подходили, в то же время сценарий непременно требовал натуры. Какой город неподалеку от столицы сохранил в себе остатки былой эпохи? Группа остановилась на Суздале. Городок во Владимирской области стал домом для творческого коллектива с конца июня по середину сентября 1964 года. Это сейчас Суздаль - городок-картинка, а в то время все было иначе. Супруга режиссера, актриса Лидия Смирнова, сыгравшая в фильме роль свахи, вспоминала:
Артисты, открытые Леонидом Гайдаем"...сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома косые, поваленные и бесконечное количество старух - все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика..."2.
Тем не менее при всей старине и "заброшенности" Суздаля его улицы пришлось немало декорировать под антураж эпохи. С одними вывесками хватало мороки: сочинялись новые, дописывались буквы из дореволюционной грамматики.
Сложно было и с костюмами. Пошивочный цех "Мосфильма" не справлялся: параллельно снимались "Метель" (кстати, чуть раньше ее съемки проходили тоже в Суздале), киноэпопея "Война и мир", еще одна экранизация классики - "Гранатовый браслет" по А.И. Куприну и, разумеется, политически важный фильм "Ленин в Польше". Поэтому группе "Женитьбы Бальзаминова" полный комплект костюмов со студии не дали. Часть костюмов была куплена в Малом театре, часть - взята напрокат, и лишь персональные костюмы были сшиты в мастерской.
Кстати, для Вицина места съемок были в какой-то степени родными. Позже артист вспоминал:
"...в селе Небылое, недалеко от Юрьев-Польского, в детстве часто бывал. Это родина моего отца. На телеге меня возили, дорога была плохая, и я трясся почти целый день - часов с 10 утра и до 8 вечера. Но зато окрестностями любовался. Места-то красивейшие!"3.
"Омолодившемуся" Вицину-Бальзаминову в кадре компанию составила его "старая" мама - актриса Людмила Шагалова. С ней была обратная история: она отказывалась от роли старухи, ведь ей тогда не было и сорока. И тут Воинову тоже удалось договориться. Художник по гриму Наталья Балдина по нескольку часов в день накладывала на лицо актрисы специальный клей, на котором потом формировала морщины.
Дом на Старой улице
По воспоминаниям актрисы Инны Макаровой, сыгравшей в фильме роль одной из "перезревших невест", съемочная бригада жила в весьма неказистых условиях, в трехэтажной гостинице с общим туалетом на этаже. Режиссер Воинов делил номер с оператором Георгием Куприяновым и Вициным, Шагалова - с актрисой Татьяной Конюховой, а сама Макарова - с еще одной "невестой" Надеждой Румянцевой. Зато кормили артистов только натуральными продуктами - сметаной, молоком, земляникой, черникой...
Вообще актерский состав в фильме поражает. Кроме упомянутых звезд были еще и Людмила Гурченко, Ролан Быков, Николай Крючков, Нонна Мордюкова, Екатерина Савинова...
Главный дом, в котором происходило действие фильма, до сих пор сохранился по адресу: Старая улица, 13. На нем висит памятная доска. Основные съемки проходили во дворе дома. Все, что мы видим "внутри", было снято в павильонах "Мосфильма". В картине засветились и другие части города. На Торговой площади снимали военный парад из "видений" Бальзаминова, свадебный проезд.
Поцелуи и пироги
Немало было съемок и с участием массовки. На подмогу пришли местные жители. Актриса Людмила Шагалова вспоминала:
"...город принял нашу работу, как свое дело. Многие с удовольствием участвовали в наших массовках и в свободное время разгуливали по городу в полученном для съемок костюме. Многие приходили просто так: посмотреть, как идут дела, потолковать о том, о сем"4.
Юрий Белов, заслуженный работник культуры РФ, создавший в Суздале Музей кино, а в то время - обычный девятиклассник, часто бегал в переменки на съемочную площадку и много лет спустя рассказывал, что в съемках участвовало едва ли не "полгорода"5. Горожане Мария Кривова и Иван Быков сыграли полноценные эпизодические роли, поэтому режиссер их фамилии поставил в титры. Потом Воинов делился с журналистами:
"...встречаются очень одаренные люди. Вот, например, шофер Суздальской автобазы Иван Сергеевич Быков. Мы попросили его сниматься в роли купца Пежонова. Очень хорош!"6.
Конечно, не обошлось и без забавных случаев при съемках. Чего только стоит дуэт Георгия Вицина и Нонны Мордюковой! Для последней работа в "Женитьбе Бальзаминова" вообще была чем-то новым, актриса впервые пробовала свои силы в экранизации классики. По сценарию, она в роли купчихи должна смачно целовать невесть откуда свалившегося жениха Вицина-Бальзаминова. Но многократные дубли не устраивали режиссера. В конце концов он не выдержал и сам показал ей, как это должно быть. После этого и у актрисы получилось "как надо".
Разумеется, артисты не раз хорошо "отдыхали" на природе по вечерам. Рассказывают, однажды Вицину налили коньяка. Актер махом опрокинул рюмку в себя, но... не выпил, а прополоскал рот и выплюнул! На это Мордюкова сказала ему: "Жора, ну что ты за мужик - не пьешь, не куришь. Ты - труп". Вицин с присущей ему иронией ответил: "Нет, я не труп, я - йог"7. Многие тогда не знали, что в жизни актер, игравший пьяниц и тунеядцев, был совершенно скромным и интеллигентным человеком, не пил, не любил посиделок за столом и действительно занимался йогой.
Очень требователен был Воинов к актрисе Лидии Смирновой, может быть, потому, что она была его супругой. Спуску на площадке ей не давал. Как вспоминала сама Смирнова, для съемки сцены, где ее героиня ест пирог с повидлом, провели много дублей. И если сначала актриса "все ела и ела, и с удовольствием, мазала вареньем", то после 15-го дубля ее рвало и трясло. Но режиссер продолжал съемки до тех пор, пока не "добился того момента, когда его все полностью устраивало"8.
Надо сказать, съемочной группе несказанно повезло с естественными условиями. Во-первых - с погодой. Во-вторых - с натурой. Вся она была сосредоточена на соседних объектах, поэтому тратить время на поездки не пришлось. Параллельно вели монтаж и озвучивание. В итоге картину сдали на 19 дней раньше планового срока!
"Это не Островский!"
Вот только приемка фильма, начавшаяся в ноябре 1964 года, оказалась весьма непростой. Многих смущало, что Воинов прикоснулся к "святому", к классике русской драматургии, к Островскому... Лидия Смирнова вспоминала, что секретарю ЦК КПСС по идеологии М.А. Суслову картина не понравилась: "Он, видите ли, сказал, что это не Островский!"9.
Кинокритик Майя Туровская на заседании худсовета объединения "Мосфильма" еще в ноябре 64-го, когда шла дискуссия по готовой киноленте, сказала, что она оставила у нее "очень странное впечатление"10. Она призвала "пройтись с ножницами" по фильму, поскольку начало, по ее мнению, было вялым, интерес у зрителя возрастает только к концовке. Но руководство "Мосфильма" отстаивало картину Воинова и просило первую группу по оплате, чтобы коллектив получил достойное вознаграждение. Особенно отмечалась работа самого режиссера с актерами, то, как слаженно и хорошо они вжились в предложенные ими образы.
На страницах "Литературной газеты" в 1965-м, когда фильм вышел, разгорелась полемика между критиками Б. Медведевым и Е. Холодовым. Медведев соглашался на "вольное" обращение с классиками, в то время как Холодов призывал к академической осторожности.
И все же, "Женитьба Бальзаминова" удалась. Добрая история маленького смешного человека, живущего иллюзиями, легла на душу зрителям. Иначе современный телеэкран, поклоняющийся рейтингам, не стал бы ее регулярно ставить в программу по праздникам...
- 1. Цит. по: Ильина Е. Мудрый клоун Георгий Вицин // Самарские известия. 2008. N 74. 25 апреля.
- 2. Смирнова Л. Моя любовь. М., 1999. С. 346.
- 3. Цит. по: Хламов С. В Небылом его звали просто Гога // Молва. 2011. N 139. 25 ноября.
- 4. Цит. по: Так бы работать всегда. Рассказывают актрисы // Советский экран. 1965. N 4. С. 12.
- 5. Белов Ю. Суздаль создан для кино // Молва. 2004. N 92.
- 6. Цит. по: Снежкова Л. "Женитьба Бальзаминова" в Суздале // Призыв. 1964. 15 августа.
- 7. Цит. по: Георгий Вицин, которого мы помним // Золотое кольцо. 2017. N 48. 29 апреля.
- 8. Смирнова Л. Указ. соч. С. 347-348.
- 9. Смирнова Л. Указ. соч. С. 340.
- 10. РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 4. Д. 649. Л. 12.