Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара.
"Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он.
Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя русской старины, который не пользовался бы услугами книготорговца Большакова. Многие известные ученые и коллекционеры являлись завсегдатаями антикварной лавки Тихона Федоровича.
После его смерти дело перешло к сыну Сергею Тихоновичу (1842-1906), владевшему фирмой "Книжная и киотная торговля С.Т. Большакова". Он-то и нашел способ широко разрекламировать свою фирму.
"Обладая коммерческой жилкой, Сергей Тихонович поставил книготорговое дело так, что многие антиквары переняли его нововведения - в частности, пересылку товара покупателям, - пишет Маслова.
Также он рекламировал свою букинистическую и антикварную фирму, рассылая визитные и почтовые карточки с адресом лавки. Это сделало фирму известной по всей России. Открылись отделения в Петербурге в Апраксином дворе и в Симбирске. Лавка Большаковых в Нижнем Новгороде стала своеобразным старообрядческим культурным и деловым центром". Одна из визитных карточек хранится в фондах РГАЛИ.
Сергей Большаков также являлся официальным комиссионером Румянцевского музея, Публичной библиотеки в Петербурге, Московского университета, Виленской публичной библиотеки, Общества истории и древностей Российских. Он поставлял рукописи и старопечатные книги многим видным историкам, археографам и коллекционерам.
"В 1863 году после кончины Тихона Федоровича Сергей Большаков предложил отделению рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев приобрести оставшееся от отца собрание богослужебных, богословских и житийных рукописей, - говорится в статье исследователя.
Хранитель отделения А. Е. Викторов отобрал 435 единиц. Как сообщает сотрудник Румянцевского музея Г. П. Георгиевский, составивший описание собрания, 370 рукописей были переданы в музей "за очень недорогую цену, а около 50 пожертвованы в память о Т.Ф. Большакове".
Русские типажи, 1850-1870 годы