19.03.2025 17:29
"Родина"

Зачем корабли Первой мировой войны окрашивали в "зебру", объяснили эксперты

Текст:  Денис Передельский
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение.
Cудно SS Zealandia в ослепляющем камуфляже, 1918 год. / Wikimedia Commons
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж.

Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей.

Это явление получило свое название - "эффект отдельного горизонта". Наблюдатель, увидев раскрашенный полосами корабль, мог решить, что тот находится очень далеко и движется вдоль линии горизонта. Если же такой корабль поворачивался под углом 25 градусов к линии горизонта, наблюдателю казалось, что судно движется прямо на него.

Первое научное исследование использование ослепляющего камуфляжа в 1919 году провел студент Массачусетского технологического института Лео Блоджетт. Он раскрасил модели кораблей в "ослепляющие узоры", а затем наблюдал за ними в перископ и измерял углы движения. Блоджетт тогда пришел к выводу, что линейная раскраска кораблей является весьма эффективным методом камуфляжа.

В наши дни профессор Миз и доктор Стронг, по сути, проверили выводы исследования 105-летней давности, применив технологии, которыми не обладал Блоджетт. Оказалось, что методы экспериментального проектирования Блоджетта не вписываются в современные стандарты. Поэтому команда университета Астона заново провела анализ камуфляжа.

12 камуфляжных дизайнов, которые рассматривали в эксперименте. / i-Perception

"Мы провели собственную версию эксперимента, используя фотографии из его диссертации, и сравнили результаты по исходным версиям ослепляющего камуфляжа и версиям с удаленным камуфляжем. Наш эксперимент прошел хорошо. Оба типа кораблей создавали эффект горизонта, но ослепление вносило "дополнительный поворот", - говорит доктор Стронг.

Новое исследование показало, что необычный камуфляж создавал эффект закручивания, то есть каким бы ни было направление движения судна, его нос всегда выглядел как бы скрученным в сторону от своего истинного направления и направленным в сторону наблюдателя.

Эффект закручивания от ослепляющего камуфляжа, не выявленный 105 лет назад Блоджеттом, дополнял, а иногда и конкурировал с эффектом отдельного горизонта. В целом, такой камуфляж приносил определенный успех, но, судя по тому, что его перестали использовать, в своей эффективности он военных так и не убедил.

Корабли Русско-японской войны
Новости Военное дело История