Четыре женские куклы и одна мужская способны менять выражение лиц в зависимости от угла обзора. Если смотреть на них сверху, то они выглядят злобными и ухмыляющимися, снизу - испуганными. Ученые пришли к выводу, что такой эффект создавался намеренно. Но вот для чего - большой вопрос. Рассматриваются две основные версии. Одно из возможных предназначений - использование фигурок для ритуальных постановок. В мифологии мезоамериканцев воспроизведение события приравнивалось к его повторному свершению.
"Есть основания полагать, что куклы участвовали в сакральных инсценировках, связанных с древними верованиями", - отметили исследователи.
Обратили внимание археологи и на отсутствие фиксированной одежды у марионеток. То есть, "куклы одевались по ситуации, что позволяло менять их роли в разных церемониях". Определенно древним людям была важна "гибкость в использовании" изделий.
Предполагается, что ритуалы, где их задействовали, символизировали путешествие в подземный (загробный) мир. Как отметили в команде ученого Яна Шиманского из Варшавского университета, сделавшей открытие, фигурки могли украшать тканевой или соломенной одеждой, миниатюрными драгоценностями и париками.
По другой версии, это были изображения реальных людей: правителей или шаманов. Одна из фигур отличается от остальных узким тазом и татуированным лицом. Это мужчина, которому приписывалась некая "особая роль".
Древние керамические фигурки из пирамиды в СальвадореВскрылось еще одно обстоятельство, которое, к большому удивлению исследователей, указывает на "активный культурный обмен и торговые связи" между древними людьми. Ранее считалось, что существовавшие более 2000 лет назад культуры Сальвадора были изолированы от соседних цивилизаций.
Однако рядом с керамическими фигурками, когда территорию археологического объекта как следует расчистили, раскопали еще и нефритовые подвески. Их, вероятно, привезли из чужих земель. Это говорит о том, что древние жители Сан-Исидро поддерживали связь с другими культурами Центральной Америки, разделяя их традиции. Добытые на месте артефакты по стилю сильно напоминают предметы из Гватемалы, Коста-Рики и Панамы.
К слову, куклы были созданы примерно в 410-380 гг. до н.э., что делает находку старше расцвета майя и других известных цивилизаций региона.
Ученые подчеркнули, что в целом о народах, живших на территории Сальвадора до прихода туда европейцев, науке известно мало. Огромное количество предметов было утрачено после мощного извержения вулкана Илопанго в середине первого тысячелетия нашей эры. Природная катастрофа уничтожила все живое в радиусе 40 километров и погребла под толстым слоем пепла следы материальной культуры. Отсюда сложности в исследовании территории.
"Извержение Илопанго привело к образованию толстого слоя пепла на большей части Сальвадора, когда он был заселен майя, и сделало районы в пределах 80 километров от вулкана непригодными для жизни на годы или даже десятилетия вперед", - рассказали специалисты.
Выброс серы был настолько масштабным, что это оказало влияние на местный климат - субтропическое лето стало холоднее примерно на один градус на ближайшие нескольких лет. Кстати, пирокластические потоки Илопанго оказались в десять раз сильнее, чем образовавшиеся после извержения Везувия.
Сегодня в регионе сложно проводить раскопки еще и по причине слишком плотной жилой застройки. Поэтому материала мало и долгое время археологи недооценивали роль Сальвадора в истории Центральной Америки.
"Но последние находки на археологическом памятнике доказали, что местные народы были частью единой культурной системы, участвовали в распространении знаний и традиций", - подчеркнули исследователи.
Работа на объекте продолжается.