Как рассказал на лекции "Золотой век балтов. Самбийско-натангийская культура в Римское время" магистр археологии, научный сотрудник Музея янтаря Константин Скворцов, исследования погребений, которые были сделаны на территории современной Калининградской области за несколько столетий до появления самбийско-натангийской культуры (ее носителей называли эсты), показали, что в них практически не было металла - меди, серебра или золота. В основном в захоронениях встречались лепные керамические сосуды различных видов.
Также в погребениях эпох поздней бронзы и раннего железа редко встречался янтарь - в основном он был представлен подвесками в виде топориков. Спрос на "солнечный камень" вырос около 70-х годов I века нашей эры, когда им заинтересовались римляне и появился знаменитый янтарный путь с территории Самбии до Аквилеи на побережье Адриатического моря. Как отметил Константин Скворцов, древнеримский писатель Плиний Старший рассказывал о всаднике, которого отправили "для приобретения янтаря Юлианом, ведавшим устройством гладиаторских игр при императоре Нероне".
В исследованных в Калининградской области погребениях I-II веков усопших не кремировали, как ранее, а ингумировали - хоронили в деревянных гробах поодиночке. Археологи нашли в таких захоронениях керамику с новыми видами отделки и орнаментами, изделия из металла - женские украшения, в числе которых были браслеты, гривны, бусы их дорогих стеклянных бусин, их доставляли на Балтику в обмен на янтарь. Во время маркоманских войн (166-180 годы нашей эры) необработанные куски янтаря начали встречаться в мужских погребениях - вместе с римскими монетами, оружием и орудиями труда.
Таким образом, как рассказал ученый, отношение жителей Балтийского побережья к янтарю изменилось. Они начали добывать "солнечный камень" для обмена на римскую посуду, золотые вещи и прочие ценные предметы. Но сами из него ничего не изготавливали: по словам Скворцова, археологи не нашли ни одного изделия из янтаря, относящегося к той эпохе.
Выставка доисторических насекомых в янтаре