Авторы отмечают, что вопросы групповой исторической памяти разведчиков и контрразведчиков раньше освещались весьма фрагментарно. Однако предыдущие исследователи пришли к единому мнению о том, что "в течение трех последних десятилетий в РФ отмечался взрывной рост числа монументальных символических объектов, различающихся по размерам, тематике и по смыслам, в них заложенным".
При этом неопределенность статуса ряда мемориальных сооружений и отсутствие стройной системы регистрации затрудняют их учет. В советское время памятники сотрудникам спецслужб практически не устанавливали. Исключением можно назвать монумент, открытый в 1947 году в Волгограде - памятник "Чекистам, офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10-й дивизии войск НКВД, работникам милиции, погибшим при защите города от немецко-фашистских захватчиков в августе 1942 г. - феврале 1943 г.". Но ученые обращают внимание то, что в нем отсутствует ведомственное разделение, которое впоследствии стало привычной практикой.
"В советскую эпоху установка различных памятников и памятных знаков, посвященных войне, редуцированной до Победы, наиболее активно велась в 1970-1980-е гг., - отмечают авторы научной работы. - Однако для спецслужб это время продолжало оставаться "временем тишины": до конца 1990-х гг. не было принято отдельно отмечать роль советских разведчиков и контрразведчиков в достижении победы".
Причины очевидны, отмечают исследователи: органы госбезопасности не выходили из режима закрытости, а многие документы находились на секретном хранении. И специфическим выходом из такой ситуации стало увековечивание памяти о подвигах советских партизан, среди которых было немало чекистов. Но и здесь не обошлось без сложностей и режима закрытости.
Советские партизаны в годы Великой Отечественной войны"Факты участия органов НКВД в подготовке, организации и операциях советских партизанских отрядов до начала 1990-х гг. тщательно скрывались, - пишут исследователи. - Об участии сотрудников разведки и контрразведки в партизанском движении, которое представлялось "творчеством масс", не принято было говорить и писать. Однако это не означало, что память была утрачена".
Установка памятников активно велась там, где действовали партизанские отряды, негласное формирование которых началось еще до Великой Отечественной войны, а именно на территориях Брянской и Орловской областей. Кстати, именно в Орле в 1943 году прошел первый в истории парад партизан.
"Однако на памятниках не упоминалось то, что многие из погибших являлись "партизанами в погонах", - следует из исследования. - Лишь в сентябре 2021 года в селе Белоголовль Жуковского района Брянской области открыли памятник воинам-чекистам, участвовавшим в организации партизанского движения".
Ученые насчитали всего 12 таких монументов, возведенных в период с 1947 по 1991 год. Да и то они лишь в той или иной форме отсылают к участию органов госбезопасности в событиях Великой Отечественной войны.
Аналогичное число памятников появилось в период с 1991 по 2013 годы, а в следующее десятилетие, в период от 2014 до 2024 года, установлено было уже 56 памятников. Таким образом, сейчас насчитывается 80 памятников сотрудникам органов госбезопасности.
"Чем объясняется подобная динамика? 1990-е гг. были временем заметного ослабления влияния спецслужб в сфере символической политики, - пишут ученые. - В 2000-е гг. ситуация стала стремительно меняться, а к началу 2010-х превратилась в "монументальную гонку".