Среди оцифрованных документов, доступных теперь любому пользователю, обращает на себя внимание выписка из докладной записки НКГБ БССР наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берии об аресте руководителей польских вооруженных формирований в городе Лиде.
Документ датирован 13 октября 1944 года. Из него следует, что управлением НКГБ Барановичской области были задержаны и арестованы представители Варшавского центра белопольских повстанческих формирований. Все они проживали в Лиде и находились на нелегальном положении. В частности, под арест попали Казимир-Юльян Ройс и Бронислав Ольшевский, оба - польские подданные, служащие строительной конторы фирмы "Яна Станкевича" в Варшаве.
На допросе арестованные показали, что фирма "Яна Станкевича" лишь официально именовалась строительной. В реальности она являлась организацией, прикрывающей нелегальную работу, проводимую Польским эмигрантским правительством в Лондоне. Целью этой "работы" было создание на территории Белорусской ССР польских повстанческих отрядов Армии Краевой. Задержанные также признались, что указанная "строительная" фирма имела свои филиалы в Минске, Варшаве, Лиде, Сандомире и других городах.
"Как установлено следствием, представители фирмы "Яна Станкевича" поддерживают непосредственную связь с Польским эмигрантским правительством Миколайчика и командным составом белопольских отрядов", - следует из архивного документа, ранее имевшего гриф "совершенно секретно".
На тот момент Яну Станкевичу было 50 лет. Официально он числился управляющим строительной фирмой. По специальности Станкевич - инженер, но ранее служил в чине поручика в Польской армии. Когда в Лиде производились аресты, Станкевич проживал на даче в предместье Варшавы.
Кстати, директором фирмы являлся не Станкевич. Этот пост занимал 40-летний житель Варшавы Артур Энглендер. В своих показаниях Ройс и Ольшевский отметили, что руководящий центр белопольских формирований находился именно в Варшаве, а оперативные штабы - в городах Вильно и Лиде.
"Практическая деятельность фирмы "Яна Станкевича", как показывают арестованные, заключалась в том, что ее представители занимались переброской из Варшавы в действующие белопольские отряды кадров, оружия, обмундирования, продовольствия и литературы, - говорится в докладной записке.
Арестованный Ольшевский сознался, что он лично неоднократно доставлял в город Лиду разного рода грузы и людей, в частности в Лидский район им было переброшено до 140 человек офицеров Польской армии, радистов и медицинских работников. А также по поручению Станкевича доставлял корреспонденцию в Вильно, Минск и Лиду".
Ольшевский также рассказал, что встречи руководителей белопольских отрядов с отдельными представителями этой фирмы происходили в Варшаве непосредственно в конторе фирмы, размещавшейся по улице Видок, 9.
В свою очередь Ройс признался: в Лиду он прибыл для того, чтобы ознакомиться с практической деятельностью белопольских повстанческих отрядов, а затем выехать в Варшаву, проинформировать об этом Станкевича и получить от него новые указания и распоряжения руководящего центра белополяков.
Пока шло следствие по делу Ройса и Ольшевского, управление НКГБ арестовало также Вацлава Ошмянского, оказавшегося радистом. Он на допросе сообщил, что на территории Барановичской области поляки создали подпольную повстанческую организацию, которая называлась "Новогрудский округ польской Армии Краевой".