В частности, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, профессор кафедры теологии НовГУ Борис Ковалев объяснил это высоким риском начала войны между бывшими союзниками.
В НовГУ напомнили, что в марте 1946 года Иосиф Сталин в интервью газете "Правда" заявил: в результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с захватчиками, а также из-за оккупации и угона советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек.
"Иначе говоря, Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них", - подчеркнул тогда Сталин. Сегодня официальные данные говорят о том, что общие потери военного и гражданского населения СССР составили около 26,6 миллиона человек.
"Почему он так принизил наши потери? - задается вопросом Борис Ковалев. - Ответ довольно прост и печален. В кратчайшие сроки мир узнал, что такое Хиросима и Нагасаки. У наших вчерашних союзников американцев было ядерное оружие. Нужно было максимально внушить им мысль, что потери Советского Союза не настолько велики, и что мы можем сражаться".
Интервью Сталина стало ответом на речь Черчилля, риторика которого по отношению к Советскому Союзу становилась все более агрессивной. Сталин дал разъяснения, адресованные, конечно, лидерам западных стран. Его слова отражали официальную позицию Советского Союза, причем в выражениях Сталин не стеснялся.
Так, речь Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки, он расценил "как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество".
"По сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатаx Америки", - так ответил Сталин на один из вопросов корреспондента "Правды".
Далее он отметил, что Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. По словам Сталина, Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке представляют полноценную нацию.
"Г-н Черчилль начинает дело развязывания воины тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира, - подчеркнул Сталин.
Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".
Далее Сталин говорит, что, по сути, Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
"Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей", - акцентировал Сталин.
Иосиф Виссарионович Сталин