03.04.2025 10:37
"Родина"

Рядовой Архип Осипов взорвал себя вместе с тремя тысячами солдат неприятеля

Текст:  Антон Валагин
185 лет назад, 3 апреля 1840 года во время обороны Михайловского укрепления на Кавказе рядовой Тенгинского полка Архип Осипов взорвал пороховой погреб своего форта. Вместе с ним погибло порядка трех тысяч атаковавших укрепление горцев. Николай I приказал навсегда сохранить имя солдата в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского полка. На перекличках Осипова называли первым. Следующий солдат отвечал: "Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском". Таким образом появилось традиция навеки зачислять героев в списки воинских частей.
Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года. Картина Александра Козлова. / Wikimedia Commons
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Архип Осипович Осипов родился в 1802 году в Киевской губернии, в семье крепостного. 18-летнего парня забрали рекрутом в армию на 25 лет.

На втором году службы Осипов бежал, был пойман и приговорен к шпицрутенам. Дезертиру надлежало пройти сквозь строй из 1000 человек. После этого случая Архип служил исправно, участвовал в войнах с персами и турками, участвовал в штурме Карса, отличился при взятии Сардар-Абада. Заслужил нашивку на рукав и две серебряные медали, загладив проступок молодости.

По рассказам сослуживцев, 38-летний Осипов был бывалым солдатом высокого роста с продолговатым лицом и светлыми волосами. По завершении турецкой кампании Осипова перевели в Тенгинский полк - там, кстати, служил поручик Михаил Лермонтов, - и отправили защищать Черноморскую береговую линию. Задачей цепочки укреплений вдоль побережья от Анапы до Абхазии было не допустить поставки горцам из-за границы продуктов, оружия и боеприпасов.

Несмотря на то, что фортификации из земли и дерева назывались крепостями и фортами, строились они в спешке и без любви. Часть укреплений уже через несколько лет была серьезно повреждена дождями. Еще хуже было с гарнизонами. Вместо 30 тысяч линию охраняли менее 3000 солдат и офицеров. Большой проблемой была высокая смертность от болезней - в первую очередь от малярии.

В 1840 году в горах случился голод, заставивший черкесские племена атаковать русские позиции в надежде разжиться продовольствием и военным имуществом. 7 февраля отряд горцев из 1500 человек захватил форт Лазарева, истребив его гарнизон из 78 русских солдат. В конце февраля пало Вельяминовское укрепление. В середине марта черкесы подступили к Михайловскому укреплению, где служил Архип Осипов.

По свидетельству очевидцев, солдат в эти дни долго шагал по казарме с заложенными за спину руками, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, сказал: "Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб". Никто из сослуживцев не сомневался, что Архип выполнит обещанное, так как его знали как человека серьезного и смелого.

Штурм форта начался ранним утром. Впереди шла черкесская пехота, она несла деревянные лестницы, чтобы взобраться на земляные стены укрепления. За пехотой двигалась конница - ее задачей было пресечь вылазку защитников форта. Залпы картечи горцев не остановили, они взобрались на стены, началась рубка.

Несмотря на упорное сопротивление гарнизона, силы были неравны: 500 солдат гарнизона против 11 тысяч горцев. Защитники Михайловского гибли и пятились. Комендант форта штабс-капитан Николая Лико был ранен, сдаваться он отказался. Когда к концу дня большая часть укрепления перешла в руки нападавших, Архип Осипов прорвался в пороховой погреб в центре крепости и взорвал его. Последними его словами были "Пора, братцы! Кто останется жив - помните мое дело".

Страшный взрыв потряс скалы. В небо поднялся гигантский столб дыма и пыли. Пораженные горцы отступили и вернулись лишь через часов, чтобы забрать убитых и раненых.

О подвиге солдата стало известно в Санкт-Петербурге. Николай I повелел навечно зачислить Осипова в списки Тенгинского полка. В 1876 году на месте взорванного укрепления в память о подвиге рядового установлен ажурный крест, видный с проходящих кораблей. Вокруг возник поселок Архипо-Осиповка.

Еще один памятник Осипову и командиру форта штабс-капитану Лико в 1881 году открыли во Владикавказе. После 1917 года монумент отнесли к наследию самодержавия и снесли.

Почему Сталин занижал потери СССР в войне, объяснил историк
План Михайловского укрепления / topwar.ru
Военное дело