07.04.2025 13:28
"Родина"

Ядерную боеголовку из сгоревшего бомбардировщика вытащили по частям

Текст:  Антон Валагин
Эксперт по военной авиации Алексей Воевода опубликовал подробности аварии стратегического бомбардировщика ВВС США B-58 Hustler с пятью атомными бомбами на борту.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Стратегический бомбардировщик ВВС США Convair B-58 Hustler

ЧП случилось 8 декабря 1964 года на авиабазе Банкер Хилл, штат Юта. Группа самолетов стратегического авиационного командования (SAC, аналог нашей дальней авиации) отрабатывала взлет с минимальными интервалами. Бомбардировщики выстроились один за другим, эскадрилья таким образом получала возможность взлететь за 15 минут.

Один из самолетов оказался прямо позади B-58, выруливавшего на взлетно-посадочную полосу. Когда передний увеличил тягу в повороте, заднего сдуло реактивной струей с обледеневшего бетона. Самолет потерял управление и заскользил по рулежной дорожке. Левая основная стойка шасси сошла с бетона и через три метра провалилась в электрический колодец.

25-тонный самолет лег на огромный подвесной топливный бак под фюзеляжем, отчего тот лопнул. 14 тонн керосина вытекли на землю и загорелись. Как только самолет остановился, экипаж из трех человек попытался его покинуть. Командир и оператор бортовых систем спрыгнули на землю до пожара и отделались незначительными травмами, полученными при падении с четырехметровой высоты.

Штурман, капитан Мануэль "Роки" Сервантес замешкался и, когда выбрался из кабины, внизу было уже море огня. Сервантес вернулся на свое место и катапультировался. Парашют спасательной капсулы был рассчитан на минимальную скорость самолета 180 км/ч и не успел раскрыться. Летчик упал на бетон аэродрома в 200 метрах от самолета и умер от разрыва аорты.

Загоревшийся B-58 имел на борту пять ядерных зарядов: четыре атомные Mk.43 и термоядерную боеголовку Mk.53 мощностью 8 мегатонн в подвесном баке.

Hustler во многом был революционным самолетом. Он первым в своем классе разогнался до 2 Махов, установил 19 рекордов скорости и совершил самый продолжительный в истории полет на сверхзвуке, добравшись за 8 часов 35 минут из Токио в Лондон через Аляску. По пути самолет пять раз дозаправился в воздухе.

В кабине бомбардировщика установили электронные сигнальные табло, отчего интерьер напоминал космический корабль. Навигация по звездам тоже имелась, а звуковые предупреждения и прочие сигналы транслировались в шлемы летчиков.

Экипаж катапультировался в капсулах - снабженные кислородным баллоном, они позволяли покидать самолет в стратосфере и защищали от травм при посадке. А в случае приводнения служили спасательным плотом.

Неординарным было и размещение вооружения. Четыре ядерные бомбы Mk.43 переменной мощности (10 Кт-1 Мт) подвешивались на пилоны под крыльями. Основной термоядерный заряд мощностью 8 мегатонн находился в подвесном топливном баке и сбрасывался вместе с ним.

Инновационная система и так доставляла много хлопот специалистам по вооружению, а во время аварии в Банкер Хилл превратилась в серьезную проблему. Четыре бомбы из-под крыльев сняли без труда. Боеголовка в топливном баке разрушилась вместе с ним, но не сдетонировала.

Фронтальный погрузчик по частям извлек горящий контейнер с ядерным зарядом и перенес его в вырытую неподалеку траншею. Там его потушили, засыпав песком. Позже компоненты боеголовки были переданы в Комиссию по ядерной энергетике (аналог 12-го Главного управления Минобороны РФ).

Возникшее на месте катастрофы радиоактивное загрязнение было ликвидировано службами авиабазы. Остатки самолета захоронили посреди аэродрома, установив таблички "Не копать".

Пропавшую подлодку Тихоокеанского флота нашли после 20 лет поисков
Военное дело История