Как уточнили в Новосибирском университете, в Центре коллективного пользования "Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ" изучили костные фрагменты человека, зубы медведей и лосей, рога тура и лосей, кости бобра, лошади, костяные изделия (части ножа, долото, накладка на лук), а также почву. Разнообразие объектов гарантировало достоверность датирования - это позволило учитывать различные факторы, в частности, особенности диеты человека и животного или так называемый резервуарный эффект. Он возникает, к примеру, если человек питается рыбой. В итоге изотопный состав его костного коллагена может сильно отличаться от показателей людей и животных, которые живут и питаются преимущественно на суше.
В итоге ученые выявили связь между крупными климатическими событиями голоцена - сильно выраженными фазами похолодания на фоне общего потепления - и колебаниями активности людей. Кратковременные периоды изменения климата называются "пребореальная осцилляция". В частности, в бассейне Верхней Волги на Европейской территории России в период похолодания среднегодовая температура понизилась на 2-3C.
Доцент кафедры отечественной истории и археологии Самарского государственного социально-педагогического университета, кандидат исторических наук Константин Андреев уточнил, что до начала XXI века у ученых не было ни одной абсолютной даты по тому периоду. Они имели лишь общее понимание о времени существования той или иной культурной традиции в лесостепном Поволжье. Теперь же получено около 30 определений оценки возраста для многих артефактов. Это позволило датировать опорные стоянки региона.
Самые ранние оценки появления новых людей в лесостепном Поволжье включают период третьей четверти 9 тысячелетия до нашей эры. В это время сюда проникли группы населения сначала из Южного Приуралья, а затем и Южного Зауралья. Связь с ними сохранялась вплоть до окончания эпохи мезолита в первой половине 7 тысячелетия до нашей эры.
"Переселенцы", скорее всего, практиковали охоту на крупных копытных - лосей и лошадей. Их пребывание на стоянках было кратковременным, они совершали частые переходы вслед за зверем. Основой их каменной индустрии была традиция получения пластин и изготовления из них немногочисленных орудий труда (скребки, проколки и прочие). Также использовалась и кость, но она сохраняется в культурном слое редко.
Также ученые использовали методы машинного обучения и искусственного интеллекта, которые позволили построить хронологические модели на основе дат, полученных Центром ускорительной масс-спектрометрии Новосибирска. По словам доцента Института интеллектуальной робототехники НГУ Петра Меньшанова, были определены периоды высокой и низкой активности для населявших эту территорию людей каменного века. Их сопоставили с общемировыми данными о климатических изменениях, которые происходили на Земле после последнего ледникового периода.
Оказалось, что древние люди, населявшие в каменном веке Поволжье, не сильно отличались по поведению от людей современных. Если условия жизни были стабильными, они надолго оставались на одном месте, рыбачили, охотились, растили детей. А во время резких изменениях климата древние жители лесостепного Поволжья меняли "квартиру" и перемещались в более комфортные условия, где имелась добыча и вода.
В самые трудные периоды древние люди активно изобретали и осваивали инновации своего времени. Именно это приводило к смене эпох. После глобального похолодания - так называемого "события 8,2 тысячи лет назад" - произошло угасание культурной традиции мезолитических коллективов лесостепного Поволжья. На смену людям мезолита пришли новые мигранты, которые, помимо специфических навыков обработки камня, принесли в регион одну из новаций следующей археологической эпохи (неолита) - керамику.
Исследования будут продолжены: ученые хотят еще более точно установить ход событий, влиявших на жизнь и быт древних людей Поволжья, Урала и Сибири в каменном и бронзовом веке.
Каменные орудия возрастом миллионы лет в Дагестане