Массовое его производство началось только в 1944 году. Самолет поспел на завершение войны и не успел толком показать свои достоинства. Летчики хвалили бомбардировщик за скорость и маневренность, мощное вооружение и хорошую защиту.
Ту-2 был прост и надежен, в длинный бомболюк помещалось 10 100-килограммовых бомб - или одна, но весом в тонну. Курсовые пушки и задние пулеметы позволяли самостоятельно отбиться от истребителей.
Эти самолеты бомбили Берлин и хорошо проявили себя в войне с Японией на Дальнем Востоке. После капитуляции Квантунской армии впечатленный Китай купил 400 бомбардировщиков.
Но история создания Ту-2 драматична, на свет он появился вопреки множеству обстоятельств. Начнем с того, что Ту-2 - как и пикирующий бомбардировщик Пе-2, - построили арестанты.
Небо в клетку
В 1938 году при НКВД было учреждено Особое техническое бюро (ОТБ), в народе прозванное "шарашкой". Там работали авиационные инженеры, арестованные или осужденные за вредительство, шпионаж и так далее. Очень быстро в ОТБ переместились целиком три КБ: Мясищева, Петлякова, Туполева, - и были преобразованы в номерные отделы. Туполеву достался номер 103.
Отделы занимались тем же самым, что и прежние КБ - проектировали самолеты, - только под присмотром НКВД. Чертежи подписывал начальник отдела, лейтенант госбезопасности, ничего не смысливший в авиации. Зато он решал вопросы с производством и материалами.
В 1938 году в ОТБ привезли Андрея Николаевича Туполева, арестованного по подозрению во вредительстве и работе на французскую разведку. В 1940 году его осудили на 15 лет, в 1941-м - после сдачи Ту-2, - освободили и повысили до генерал-майора.
Самолет-трансформер
У Туполева была идея тяжелого ударного самолета: двухмоторного, со скоростью на уровне истребителей того времени, способностью пикировать и сбрасывать бомбы крупного калибра.
Стрелковое вооружение тоже предполагалось увесистое: две пушки ШВАК в корневой части крыла или батарея из четырех пулеметов ШКАС в носу. Стрелял из них летчик. У штурмана и бортрадиста тоже были пулеметы для защиты задней полусферы.
Туполева выслушали в Москве и сказали: это хорошо, но нужен другой самолет. И выдали техзадание на четырехмоторный пикирующий бомбардировщик ПБ-4 для истребления британского флота.
И тут Андрей Николаевич пошел на хитрость. По документам отдел трудился над ПБ-4, на самом деле клепал будущий Ту-2. Конструкции обоих самолетов унифицировали с тем, чтобы потом при необходимости двухмоторный самолет можно было превратить в четырехмоторный.
Началась Вторая Мировая война, немецкие Ju.87 и Ju.88 вовсю бомбили Польшу и Норвегию. Британский флот отошел на второй план, зато Германия оказалась рядом - границу перейти.
Тут опять появился Туполев с проектом фронтового бомбардировщика - к тому времени детально проработанным. Конструктор упирал на то, что создать двухмоторный самолет в условиях "шараги" можно гораздо быстрее, чем четырехмоторный - за год.
На этот раз его предложение одобрили и дали указание форсировать постройку опытных образцов. 1 января 1941 года Михаил Нюхтиков поднял бомбардировщик в воздух. Ту-2 успешно прошел первый этап госиспытаний и был рекомендован к постройке.
Повороты судьбы
Началась Великая Отечественная война. 166-й завод, где строили самолеты Туполева, эвакуировали из Москвы в Омск. Практически в чистое поле - предприятию отвели две площадки в разных концах города с парой производственных корпусов.
Цеха, бомбардировщики в них и дома для рабочих строили одновременно. Обком ВКП(б) назначил ответственного за авиазавод - он приезжал ежедневно, помогая решать бесчисленные проблемы. Беспартийный Туполев тоже ходил в обком, как к себе домой.
Первые Ту-2 вышли из сборочного цеха в марте 1942 года - на пять месяцев позже назначенного срока. Никого за это не расстреляли, а по другому наказать конструкторов-арестантов не получалось. Они и так ночевать ездили в тюрьму.
В мае 1942 года три бомбардировщика были переданы в НИИ ВВС для испытаний. Вскоре с двумя случились аварии: один разбился при полете на километраж, второй неожиданно развернуло при посадке.
В июне полеты Ту-2 запретили из-за участившихся ЧП. Бомбардировщик разворачивало при посадке, при этом ломались шасси и крылья, один самолет сгорел. Сборку остановили, на завод приехала комиссия из Москвы.
Она выдала заключение, что Ту-2 превосходит аналоги и по устранении выявленных дефектов имеет все основания для крупносерийного производства. Специалисты нашли причину аварий - неправильная развесовка самолета.
КБ и завод внесли необходимые изменения. Развороты прекратились, возобновились полеты и сборка, комиссия уехала. Возглавлял ее Николай Поликарпов. В начале 30-х он работал в ОКБ Туполева и был отрешен от конструирования за споры с начальством.
В октябре 1942 года директор завода № 166 получил приказ остановить выпуск Ту-2 и перейти на сборку истребителей Як-9. Всего с марта по октябрь в Омске было выпущено 80 самолетов. Крупносерийное производство бомбардировщиков началось в 1944 году в Москве, во время и после войны было выпущено 2539 машин.
Андрей Николаевич Туполев тем временем уже работал над другим любопытным самолетом, Ту-4.