"Погребение сопровождалось вооружением, включающим в себя топор-скипетр, колхидской фибулой, скелетом лошади, а также набором бронзовой конской узды, относящейся ко времени Новочеркасского клада", - пишут авторы научной работы.
Погребение они датировали концом VIII века до нашей эры. Удалось определить, что на момент смерти погребенному мужчине было более 55 лет. У него обнаружили следы прижизненной травмы головы, вероятно, полученной в бою. Авторы полагают, что этот "протомеотский воин преклонных лет" был участником "киммерийских походов" в Закавказье и Переднюю Азию. На это указали результаты анализа изотопов стронция из образцов эмали зубов человека и лошади, останки которой также находились в могиле. Также анализ показал, что и воин, и его лошадь были чужаками в регионе, где встретили свою смерть.
"Специфические пропорции костей скелета лошади заставили проверить предположение о возможном гибридном происхождении животного, - пишут ученые. - Но мул/лошак не подтвердились ни детальным морфометрическим, ни молекулярно-генетическим анализами".
Иными словами, лошадь действительно оказалась лошадью, а не мулом или лошаком, на что первоначально указывало строение животного. Однако и идентифицировать породу пока не удалось. Ученые предполагают, что эта могла быть специфическая локальная порода лошадей, существовавшая в раннем железном веке на Северном Кавказе. Но данная теория требует специального геномного исследования.
Само захоронение введено в научный оборот под названием курган "Азишский-98". Как пишут археологи, оно имело форму сегмента сферы с диаметром 13 метров и высотой 1 метр. Насыпь никогда не распахивалась и на момент исследования поверхность была густо покрыта горно-луговой травой. Правда, эту гробницу пытались разграбить мародеры - в центре насыпи имеются следы "грабительской воронки". Кроме того, при раскопках встречалась керамика и другие артефакты скифского времени.
"Исследование кургана показало, что общая насыпь сооружена над ритуальным комплексом V-IV веков до нашей эры, который примыкал с запада к небольшой каменной насыпи, сооруженной над погребением предскифского времени", - отмечено в научной работе.
Очевидно, что безымянный конный протомеотский воин преклонных лет, побывавший в военных переделках, судя по травме теменной кости, был погребен соплеменниками на пути к перевалам, ведущим в Закавказье. На то, что он, скорее всего, был участником "киммерийских" походов, указывает "трофейная" колхидская фибула, украшавшая его костюм.
"Обнаружение погребения конного воина в ареале предгорного варианта протомеотских памятников заставляет нас обратиться для сопоставления к материалам эталонного для этого варианта могильника Фарс/Клады, - пишут ученые. - По своему набору - лошадь, оружие, оселок, скипетр, публикуемое погребение сопоставимо с первой группой погребений этого могильника - мужчин-всадников".