14 из уничтоженных им самолетов - F-86 Sabre. Это серьезная машина, равная по силам МиГ-15, на котором летали советские летчики. Американский истребитель обладал лучшей маневренностью и дальностью полета, был быстрее в пикировании.
Наш, напротив, лучше набирал высоту и превосходил "Сейбра" в вооружении. Три пушки МиГа: пара 20-мм и 37-миллиметровая, - доставали противника на вдвое большей дистанции, чем пулеметы F-86, а их снаряды рвали в клочья крылья и фюзеляжи.
В воздушных боях летчики старались по максимуму использовать преимущества своих машин. Наши тянули американцев на высоту, те, наоборот, прижимались к земле и чуть что срывались в пике, уходя от атаки.
Николай Сутягин дрался с американцами и так, и эдак: настигал их на большой высоте, крутил петли на малой... Вот как он описывал первый свой бой: "Развернувшись на 50-60 градусов влево, я заметил: внизу слева заходит нам в хвост пара F-86. Я подал команду: "Атакую, прикройте", - выпустил тормоза, убрал газ и левым боевым разворотом с последующим полупереворотом пошел за парой F-86. На второй петле мы уже были у них на хвосте. В верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому. Одна прошла с недолетом, другая с перелетом. Решил подойти ближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем влево с набором высоты. За счет этого дистанция уменьшилась до 200-300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за ним. Сблизившись до дистанции 150-200 метров, я открыл огонь по ведомому. F-86 был сбит".
В этой и последующих атаках летчик использовал прием, придуманный асами Великой Отечественной Александром Покрышкиным и Иваном Кожедубом. Последний, кстати, командовал в Корее истребительной авиадивизией, его летчики сбили несколько десятков американских бомбардировщиков B-29.
Выкованная на фронте формула воздушного боя звучала так: высота-скорость-маневр-огонь. "Очень скоро я понял: если сбить самолет ведущего, деморализуешь всю вражескую группу, почти всегда обращаешь ее в бегство. Этого и добивался. Старался атаковать противника молниеносно, захватить инициативу, умело использовать летно-технические качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой дистанции", - рассказывал Иван Никитович молодым летчикам.
Кожедуб с 64 воздушными победами стал самым результативным асом Второй Мировой и ни разу не был сбит. Его тактику использовал и Николай Сутягин: он сближался с противником на 200-300 метров и бил в упор из мощных пушек. Шансов спастись после этого у американцев не оставалось.
Летом 1951 года летчик сбил шесть американских самолетов, осенью - восемь. 10 октября ему присвоили звание Героя Советского Союза. В одном лишь декабре Сутягин одержал пять воздушных побед. В январе ему досрочно произвели в майоры и отправили делиться опытом с молодыми офицерами. Летать он стал реже, но умудрился сбить еще три F-86.
Потом Николай Васильевич учил сбивать американские истребители вьетнамцев, был замкомандующего по ПВО 16-й воздушной армии в ГДР. Стал генерал-майором, освоил за время службы более 20 типов самолетов, вертолеты Ми-8 и Ми-24.
Выйдя в отставку, работал начальником штаба гражданской обороны в киевском НИИ мелиорации. Умер летчик-ас 12 ноября 1986 года. Похоронен в Киеве.
Истребитель МиГ-15