Летом 1934 года в деревнях на берегах Юксовского озера стали регистрировать неизвестные ранее заболевания у людей и кошек. Количество заболевших людей быстро росло, а из 142 кошек в живых осталось только 12. В районе озера организовали карантинную зону.
Эпидемиологи, в том числе, при помощи кошек, выяснили: болезнь незаразная, это не инфекция. А интоксикация возникает от потребления в пищу озерной рыбы в любом виде - вареной, жареной, сушеной, сырой. Болезнь настигала неожиданно и характеризовалась острым приступом мышечных болей, буквально сваливала на месте. Сознание у людей при этом сохранялось, температура тела повышалась незначительно. Наиболее тяжелые приступы отмечались в моменты выполнения физического труда или при охлаждении организма.
Валерия Прокачева, кандидат географических наук, в своей работе о "юксовской болезни" отмечала, что эпидемиологам удалось проследить, что причиной болезни является употребление в пищу хищной рыбы из озера - окуня, щуки, судака, налима, ерша. Наиболее токсичными оказались внутренние органы хищных рыб. При этом лещ, язь и плотва оказались практически безвредны.
Как 200 лет назад русская курная изба защищала от эпидемийВласти предприняли меры, запретив вылов и потребление рыбы в Юксовском озере и изъяли запасы сушеной рыбы у населения. В конце 1934 года заболевания прекратились, в последующие годы были отмечены лишь отдельные случаи.
Специалисты выяснили, что рыба приобретала токсические свойства, питаясь планктоном. Он, в свою очередь, заражался, питаясь вымываемыми из грунта ядовитыми веществами. При этом отмечалось, что иммунитет в переболевшем организме не возникает, возможны рецидивы и новые приступы. Но не было обнаружено и хронических последствий заболевания.
Ученым удалось установить, что подобные заболевания отмечались ранее и в других регионах. Например, похожая эпидемия была зафиксирована в 1924 году в Восточной Пруссии у рыбаков на побережье Фришесс-Гаффского залива Балтийского моря. Вспышки заболевания там отмечались на протяжении всех 1920-х - 1930-х.
Примечательно, что исследователи доказали, что токсические вещества сами постепенно исчезают из рыбы в зависимости от преобладающего питания. Более того, выяснилось, что длительное хранение сушеной рыбы лишает ее токсичности. Так изъятый у населения сушеный окунь через шесть месяцев хранения на складе стал безвредным и не потерял своих питательных свойств.
Правда, вопросы тоже остались. Например, накапливающийся в рыбе токсин в чистом виде не был выделен, его химический состав и структура не установлены, а механизм действия на организм человека недостаточно изучен.
Первое сообщение о юксовском заболевании появилось в печати только спустя несколько лет, в 1939 году. В "Советском врачебном журнале" его описал В. Е. Ласкин. Судя по детальности изложения результатов исследования, автор хорошо знал предмет и, очевидно, сам работал в эпидемическом очаге.
Вспышки "юксовской болезни" отмечались позднее в разных местах, например на озере Имсен в Швеции в 1942-м, на озере Сартлан в Новосибирской области в 1946 - 1948 годах, в Харьковской и Житомирской областях в 1960-м и 1965-м годах соответственно, на озере Иткуль в Курганской области в 1971 - 1972 годах, на Тарманских озерах в Тюменской области в 2000-м.
- Для изучения эпидемии на Юкосовском озере 142 кошки фактически стали подопытными - в живых осталось лишь 12. Эти животные сыграли важнейшую роль в выявлении источника отравления, что помогло спасти людей. Среди населения погибло шесть человек, но их смерть связана с сопутствующими факторами, а не напрямую с болезнью. "Памятник кошкам" станет символом благодарности и напомнит о важности гуманного отношения к животным в исследованиях и хрупкости экосистем, - рассказал корреспонденту "Родины" один из авторов идеи установки памятника юксовским кошкам Максим Титов.
Администрация Подпорожского района уже выделила участок для мемориала рядом с Георгиевской церковью XVI века.
Памятники котам и кошкам