"Этому способствовало разрушение единого денежного рынка и появление большого количества денежных эмиссий, имевших подчас не только экономические, но и политические функции, - сообщает ученый. - Выпускаемые деньги были, как правило, низкого качества".
Самой многочисленной денежной эмиссией на территории востока России в период Гражданской войны являлся выпуск Краткосрочных обязательств Государственного Казначейства Российского правительства адмирала Александра Колчака номиналами 25, 50, 100, 250, 500, 1000 и 5000 рублей.
О качестве их изготовления можно судить по такой цитате из архивного документа: "…выпуск одного и того же достоинства отличается бумагой, краской, шрифтом. Бывает до 22 образцов одной и той же купюры. <…> Бывает также, что деньги, полученные в Казначействе, не принимаются в Государственном банке".
"Это породило появление большого количества фальшивок, - пишет Андрей Киселев. - Ситуация дошла до того, что, не имея возможности улучшить качество выпускаемых обязательств, Государственный банк в соответствии с указаниями Министерства финансов был вынужден "снисходительно относиться к поступившим в кассы сомнительным обязательствам, если они недалеко отступали по исполнению от настоящих и не вызывали прямой уверенности в подделках".
В результате возникла правовая коллизия, когда госучреждения не препятствовали обороту фальшивок. На этом фоне поползли различные слухи, подогреваемые прессой. Путаницы хватало. Например, в первой половине 1919 года в официальном объявлении от имени "Министерства финансов Омской власти" сообщалось о появлении в денежном обороте большого количества фальшивых купюр. Казус же выразился в последующем полном отрицании Государственным банком и белыми властями правдивости данной информации.
Ситуацию начала раскачивать пресса. 6 мая 1919 года газета "Сибирская речь" сообщила о том, что в Омске обнаружены фальшивые краткосрочные обязательства Государственного Казначейства номиналами 25, 50, 100, 500 и 1000 рублей. А 9 мая 1919 года на страницах официального печатного издания Временного Российского правительства - "Правительственного вестника" под заголовком "Министерство финансов" было размещено такое объявление: "Государственным Казначейством открыта подделка краткосрочных казначейских знаков. Поэтому Государственным Казначейством разосланы по всем торгово-промышленным учреждениям предостережения с указанием поддельных номеров".
В архивах сохранилось немало газет того времени, рассказывавших об изъятии фальшивых купюр, арестах тех, кто подделывал деньги, звучали и опровержения. Люди перестали четко понимать, какие деньги - настоящие, а какие - нет.
"Пользуясь слухами, появившимися после публикации о появлении фальшивых обязательств, в китайском Сахаляне предприимчивые спекулянты начали скупать Краткосрочные обязательства на 50 процентов ниже их номинальной стоимости, получая на этом прибыль", - отмечает автор.
По мнению Андрея Киселева, слухи о большом количестве фальшивых обязательств, находящихся в обращении в Сибири и на Дальнем Востоке, не были лишены оснований: обязательства выпускались правительством адмирала Колчака, не признанным странами-союзниками.
"Иностранные банки, осуществляющие деятельность в регионе, не были заинтересованы в укреплении местного денежного обращения и отказывали в приеме обязательств в своих кассах практически на протяжении всего периода своей деятельности", - резюмирует ученый.
Открытым же, по его мнению, остается вопрос: кому была выгодна неразбериха и хаос в финансовой системе востока России?