Ксения Константинова родилась в 1925 году в селе Сухая Лубна Липецкой области. Росла в уважаемой семье учителя, помогала родителям по дому, сидела с младшими братьями. Согласно архивным данным, девочка стремилась научиться читать и писать с раннего детства, неоднократно проявляла смелость и твердость характера. Однажды она спасла соседского мальчика от нападения бродячих собак. Встав на его защиту, она сама не заметила, как оказалась в окружении разозленных четвероногих. Получила травмы, но ребенку помогла. В 15 лет, в 1940 году, Ксения поступила в Липецкую фельдшерско-акушерскую школу, мечтая стать врачом.
Там она проучилась до 1942 года, а затем решила уйти добровольцем на фронт. В то время ряды санитаров требовали срочного пополнения. Правда, 17-летней девушке сначала отказали в военной службе из-за юного возраста. Параллельно мать и отец уговаривали оставить эту затею. Но Ксения была непреклонна. Вот что она писала родителям: "Мама, я не могу смотреть спокойно на все происходящее, когда ненавистные фашисты топчут нашу родную землю. Прости, мамочка, я сделала то, что мне подсказало сердце".
В итоге она все же оказалась на фронте. И только за две недели летних боев эвакуировала в тыл более ста раненых и оказала первую помощь еще 35 бойцам. Однополчане удивлялись, как такой худенькой и хрупкой девчонке удается таскать на себе тяжелых мужиков. Был эпизод, когда старшина батальона Зирденко в одном из боев получил тяжелое ранение обеих ног. Ксения мигом пришла на помощь. Она дотащила мужчину до своих, несмотря на то, что Зирденко весил более ста килограммов.
Позже Ксения получила осколочное ранение и ее направили в госпиталь в Тулу.
"Папа, на Курско-Белгородской дуге меня контузило и исцарапало осколками снаряда. Получила благодарность и представлена к награде... Папа, побросала все бинты я со своего тела, спешу на фронт - добивать фашистов", - сообщала она родным.
Осенью 1943 года Ксения была в "горячей точке" у деревни Шатилово Смоленской области, где помогала в эвакуации тяжелораненых. Однажды, делая перевязки, Константинова заметила приближающихся к лагерю нацистов - всего около сотни. Увидев рядом с кустарниками повозку, немцы тут же открыли минометный огонь.
Затем часть немецких военных побежала к Константиновой. Девушка не растерялась, осталась на месте, и стала отвлекать внимание врагов от раненых бойцов. Для этого использовала автомат и связку гранат.
"Она отправила одну повозку с ранеными, а остальных осталась оборонять", - следует из наградного листа старшины, который хранится в Центральном архиве Министерства обороны.
То, что происходило дальше, едва ли поддается пониманию. Сотрудница медицинской службы как могла сражалась с наступающим противником: ее смогли схватить только тогда, когда кончились патроны. В бою девушка получила ранение в голову.
Через некоторое время на звуки стрельбы в тылу подоспели бойцы из расположенного рядом стрелкового батальона. Им удалось выбить немцев из деревни. Тело убитой девушки нашли позже.
"Перед гибелью она сумела отбиться от 12 нацистов", следует из фрагмента книги "Герои в белых халатах", изданной Российским университетом медицины Минздрава России и Российским обществом историков медицины. 4 июня 1944 года Ксении Константиновой присвоили звание Героя Советского Союза.
О произошедших у деревни событиях в письме родителям девушки рассказал командир 730-го стрелкового полка Антон Рафаилович Губаревич: "Немецкие фашисты пытали Ксению, добивались сведений о наших войсках. Она не выдала ни одним словом сведения врагу, приняла мучительную смерть, свято выполнила верность воинской присяге. Озверевшие немецкие головорезы избивали Ксению, кололи штыками, но она была верна своей Родине... не выдала военной тайны".
У девушки был жених - сослуживец Валентин Лазоренко. Он долго не мог прийти в себя от увиденного.
"Перед нами предстала картина казни нашего санинструктора, моей любимой девушки. Смерть Ксении была страшной", - вспоминал потом Лазоренко.