02.05.2025 10:09
Русское оружие

"Сидят и слушают бойцы..." Путевые заметки участника Первой фронтовой творческой бригады СВО

Путевые заметки участника Первой фронтовой творческой бригады СВО
Текст:  Андрей Решетин (музыкант, ведущий рубрики "Скрипичный ключ Родины")
Родина - Федеральный выпуск: №5 (525)
17 ноября 2022 года я подписал долгожданный контракт с Министерством обороны РФ. Мне предписывалось незамедлительно явиться в расположение Семеновского полка в Москве, где уже собрались остальные участники нашего подразделения: двое с Дальнего Востока, четверо из Башкирии, один из Орла, несколько москвичей и я, петербуржец.
Музыкантов на фронте слушали, затаив дыхание. / Личный архив
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

К часу ночи, прямо с поезда, я был в казарме. Получил полевую форму. Рано утром командир принял мою присягу. В семь утра мы выдвинулись в аэропорт Чкаловский. И уже 20 ноября Первая фронтовая творческая бригада под командованием старшего лейтенанта Аракеляна вошла в зону СВО. Певцы, актеры, музыканты, циркач-жонглер, художник...

В годы Великой Отечественной войны на фронтах работали более двух тысяч фронтовых творческих бригад. Минобороны решило повторить тот опыт. Мы были первыми.

Большая семья

Как же по-новому звучит на передовой песня Баснера на стихи Матусовского "На безымянной высоте"! В три наката - значит, три слоя бревен. Мне такие видеть не доводилось, у нас были в один или в два наката. Даже командирские. Но такие же надежные, как в песне, где сосну ранило, пожгло, а землянка жива...

Наша работа - не только передовая. Не менее важна работа с местным жителями. Они приходят с детьми. Если в окопах и землянках мы выступаем по двое, в крайнем случае по трое, то к мирным на концерт выезжает вся бригада. Военные песни, стихи в исполнении Жени Павлова, актера театра "Современник", барочная музыка XVIII века - редкий изыск и для большинства российских городов.

Фларид Биргалин, Альфир Заманов и Ильнур Сафаров исполняют удивительную песню о башкирских полках, которые в войне с Наполеоном первыми входили в Париж (четвертый из наших башкир Фидан Биргалин добился перевода к штурмовикам. Отважный! Мы все молимся за него). А как зрители принимают веселые театральные сценки с виртуозным жонглером Федей Митрохиным! И старые украинские песни в исполнении нашего оперного тенора Саши Тюпы на чистейшем украинском языке! Завершающую "Катюшу" всегда поет весь зал...

Общее ощущение: мы с залом - одна большая семья. Русские солдаты - наши, родные. И мамочки с детьми после концертов бегут фотографироваться с нами...

/ Личный архив

"Когда мы были на войне..."

Приезжаем на Днепр. Окопы, окопы на много километров. Накануне здесь торжественно захоронили останки красноармейцев. Они ждали нас со времен Великой Отечественной, чтобы встать с нами в один строй сегодня, дать свою силу. Несмотря на обстрелы, солдаты воздают честь дедам-прадедам, как должно. А Женя Павлов читает бойцам "Слово о Богородице и русских солдатах" поэта-фронтовика Давида Самойлова:

Женя читает так, что сколько бы его ни слушал, слеза наворачивается. После него я играю драматичную сонату Ивана Хандошкина. Эта музыка была написана в конце XVIII века, тогда же, когда создавалась Новороссия. А следом за мной Кирюха Иванилов с Альфиром Замановым поют старинную казачью песню, дорогую сердцу каждого солдата, "Когда мы были на войне...".

Первая фронтовая творческая бригада исполняет песню "Когда мы были на войне"

Нужные книги из детства

Однажды приехали в небольшое местечко, еще недавно украинское, сыграть в школе концерт для солдат и местных. Школа, конечно, пустует, потому что опасно. Заглянул в библиотеку. Русских книг мало. Классика. Издания еще советские и дешевые. Основная часть - книги новые, лоснящиеся глянцем, дорогие, на мове и на русском, их тематику можно обозначить как "батька наш Бандера". Пропаганда здесь давно заменила культуру. А где нет культуры, нет и будущего.

/ Личный архив

Вспомнил советские книги военных лет из своей домашней библиотеки.

Детгиз, 1942 год. С. Маршак. "Сказки, песни, загадки", иллюстрации великих В. Коношевича, В. Лебедева и А. Пахомова. Пахомов и Коношевич остались в блокадном Ленинграде, Лебедев с 1942 года работал в Москве.

Еще одну дорогую мне книгу ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, издал в 1943 году в Ленинграде - сказки Г.Х. Андерсена. Завтра у детей, возможно, оборвется жизнь из-за голода и бомбежек, но сегодня рядом с ними будут лучшие в мире книжки, будут воспитывать, утешать, давать надежду, радовать!

Музыкант Андрей Решетин в Мариуполе в составе экспедиции "РГ" и журнала "Родина"

А знаете, когда была издана самая компетентная, самая подробная книга, посвященная театру барокко, барочным опере и балету, с богатым иллюстративным материалом? Спрашиваю потому, что на фронте я играл исключительно музыку барокко: И.С. Баха, Х.И.Ф. Бибера, Ивана Хандошкина. Так вот, лучшее из всего, что вышло на русском языке на эту тему за весь XX век, - книга Надежды Елизаровой "Театры Шереметевых".

Издание Останкинского дворца-музея, Управление по делам искусств Мосгорисполкома, Москва, 1944 год!

/ Личный архив

А вот совсем удивительная книга! В 1942 году, в самые тяжелые дни войны, Детгиз выпустил "Фауста" Гёте. На первой странице портрет Гёте работы Ареста Кипренского, 1823 год. Предисловие начинается словами: "Величайший из немецких писателей, Иоганн-Вольфганг Гёте посвятил созданию трагедии "Фауст" всю свою творческую жизнь. Гёте начал писать "Фауста" в 1774 году и закончил трагедию только за год до смерти, в 1831 году".

Когда держишь в руках эту книгу, когда понимаешь, в какое страшное время она издана, убеждаешься безоговорочно: нашему народу, как никакому другому, присуще непостижимое духовное величие. Умиравшие от голода, мы смогли спасти ленинградский зоопарк, сохранить уникальные коллекции семян в институте растениеводства имени Н.И. Вавилова, исполнять музыку Бетховена и Баха, издавать такие книги...

Рукопожатие братьев

Приезжаем к десантникам. Спрыгнули в окоп, накрытый маскировочной сеткой. Пол застелен досками. Стулья рядами, перед ними небольшое пространство, как бы сцена. Застаем торжественную церемонию: "За проявленное мужество и отвагу награждается..." На "сцену" один за другим выходят бойцы. А затем - мы.

Всегда начинаем с песни "От героев былых времен". Слова написал фронтовик-доброволец Евгений Агранович, музыка Рафаила Хозака. Всегда, когда исполняем ее перед боевыми подразделениями, солдаты встают. И сейчас тоже...

/ Личный архив.

А после концерта ко мне подходит солдат, только что награжденный медалью Суворова:

- Скрипач, не ты ли из "Аквариума"?

- Я.

- Чего только на войне не бывает! Не ожидал, что судьба даст увидеться, мечтал пожать тебе руку, брат. Сфотографируемся? Можно?

- Конечно.

- А ты Цоя видел?

- Конечно, бывало, и играли вместе.

- Смотри, - повернувшись к товарищам - человек с Цоем играл!

Витьку бойцы вспоминают частенько, такое ощущение, что он здесь, с нами.

- Дай пять!

При освобождении Воронежа немцев отвлекли игрой оркестра

Фронтовое рукопожатие особенное. Заходишь в магазин, там незнакомые солдаты стоят. Подходишь к каждому, без слов жмешь руку, обязательно охватывая тыльную сторону руки своей левой, а он - твою. Вместо отдания чести - рукопожатие. Ведь все мы здесь братья.

Дороги Суворова

Медаль Суворова я упомянул не случайно. И не только потому, что величайший русский полководец Екатерининского времени не проиграл ни одного сражения.

/ Личный архив.

Мало кто знает, что Суворов сам был певцом. В юности пел на клиросе в московской церкви Феодора Студита у Никитского бульвара. А в его доме на Большой Никитской жили крепостные музыканты и певчие, где с ними занимались лучшие московские музыкальные учителя.

По назначении командовать Владимирской дивизией Суворов переехал в свое поместье в село Ундол Владимирской губернии, где расположился штаб дивизии. Здесь написал знаменитую статью "Наука побеждать". И сюда перевез из Москвы всех певчих и музыкантов, начал создавать свой театр. Уже покинув Ундол, наставлял управляющего в письмах:

"Помни музыку нашу - вокальный и инструментальный хоры, чтобы не уронить концертное... Васька комиком хорош. Но трагиком будет лучше Никитка. Только должно ему научиться выражению, что легко по запятым, точкам, двоеточиям, восклицательным и вопросительным знакам. В рифмах выйдет легко. Держаться надобно кадансов в стихах, подобно инструментальному такту, без чего ясности и сладости в речи не будет, ни восхищения, о чем ты все подтвердительно растолкуй".

Все вышеописанное происходило в 1784-1785 годах. А в 1788-м Суворов разбил турок на Кинбурнской косе, руководил обороной Херсон-Кинбурнского района.

Екатерина II любила клавесин. Музыканты записали для "Родины" посвященную императрице сонату

Вот и мы с десантниками встретились неподалеку, на Херсонском направлении. Русский мир тесен.

/ Личный архив.

Доля художника

23 февраля 2023 года участвуем в праздничном концерте в театре Российской Армии. Здесь нам всем вручают первую боевую награду, медаль Министерства обороны "Генерал-майор Александр Александров" за вклад в музыку на фронте. Александр Васильевич Александров - выдающийся композитор. Самое великое его произведение, за которое будут помнить во все времена, - марш на стихи Лебедева-Кумача "Священная война".

Марши занимают значительное место в истории мировой музыки. Кроме военных есть балетные, карнавальные, свадебные, траурные. И они всегда четырехдольные. То есть ритм в них всегда четный: раз, два; раз, два, три, четыре. Стихи Лебедева-Кумача тоже, конечно, четырехдольные:

И что же за божественное озарение нашло на Александра Васильевича в конце июня 1941 года, когда он услышал в своем воображении трехдольный марш на четырехдольный текст! Трехдольность дает этой музыке несокрушимую силу. Он наделяет слова особенной побудительной глубиной, а душу поднимает на дыбы, как богатырь - могучего коня. И в мире больше нет такого марша!

Музы Анны Иоанновны - удивительная императрица возвращается к потомкам в забытых музыкальных шедеврах

Доля художника - увидеть среди страшных испытаний спасительную красоту. Победа куется духом.

P.S.

За два с половиной года Первая фронтовая творческая бригада дала около 2000 концертов в зоне специальной военной операции.

История Военное дело