Елена Синельникова отмечает, что научные общества в истории российской науки традиционно служили важной дискуссионной площадкой. Первые объединения ученых, инженеров, конструкторов и организаторов промышленности появились на волне либеральных реформ 1860-1870-х годах: Русское техническое общество, затем - Общество по распространению технических знаний в Москве и Политехническое общество при Московском техническом училище.
Одним из научных обществ, действовавших уже в Советской России, было Общество гражданских инженеров. На самом деле, пишет исследователь, оно торжественно открылось 17 декабря 1894 года в Петербурге. Уже на тот момент в нем состояло 120 членов, а через 5 лет их количество увеличилось до 550 человек. Первым председателем стал известный архитектор Николай Дмитриев.
В связи с Первой мировой войной и революционными событиями 1917 года многие научные общества приняли решение о самороспуске или приостановили свою деятельность. Но Общество гражданских инженеров продолжало работать.
"К сожалению, история его деятельности в этот период остается практически безызвестной, - отмечает Синельникова. - Более того, в различных публикациях ошибочно указывается, что оно прекратило свою деятельность в 1917 году".
В рамках нового исследования в фондах органов власти, в Госархиве РФ и Центральном госархиве Санкт-Петербурга были найдены документы этого научного общества, свидетельствующие о его работе в 1917-1922 годы. Это позволило реконструировать основные направления его деятельности на заре советской власти.
Выяснилось, что Общество гражданских инженеров оказалось в числе тех объединений, которые регулярно получали государственное финансирование по линии Наркомпроса. Так, на первое полугодие 1919 года ему назначили субсидии в размере 40 тысяч рублей, а на второе полугодие 1919 года - 75 850 рублей.
"Однако нельзя забывать, что шла Гражданская война, большевиками проводилась политика "военного коммунизма", что сопровождалось падением реальной покупательной способности рубля", - подчеркивает автор научной работы.
Плюс сказался галопирующий рост цен на продукты, который обесценивал государственные субсидии. Один из архивных документов гласит, что из-за неполучения вовремя причитающейся субсидии общество "не только не имело возможности привести в жизнь полностью намеченные мероприятия, но было поставлено в необходимость задержать уплату жалования имеющимся служащим".
Кстати, вся деятельность ученых в обществах проходила на безвозмездной основе, и только несколько человек получали зарплату. Общество гражданских инженеров оплачивало жалование лишь пяти штатным единицам, причем месячный оклад казначея общества составлял всего 200 рублей. Затем штат сократился до трех человек.
В 1920 году общество предприняло попытку улучшить свое материальное положение, его бюджет дополнялся членскими взносами и средствами от продажи выпусков собственного журнала. Плюс инженеры открыли свою мастерскую для выполнения технических заданий.
"К сожалению, после 1922 года сведений об Обществе гражданских инженеров обнаружить не удалось, - констатирует Елена Синельникова. - Возможно, это было обусловлено отказом актива от дальнейших усилий по прохождению процедуры перерегистрации".
В августе 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за ними". За этим началась масштабная кампания по перерегистрации обществ, которую советская власть использовала как предлог для очищения от нежелательных организаций.
Кроме того, принудительная высылка представителей интеллигенции на "философских пароходах" осенью 1922 года также повлияла на решение некоторых научных обществ отказаться от прохождения очередной перерегистрации.
Позже в Москве появилось Всероссийское общество гражданских инженеров, устав которого утвердил НКВД в 1927 году. Но найти прямую связь межу ним и предыдущим коллективом не удалось.