Первая очередь состояла из 13 станций, за красоту и пышность тут же прозванных подземными дворцами. Вместе с Москвой метрополитен пережил войну - подземка стала убежищем для горожан во время бомбежек, - хрущевскую борьбу с архитектурными излишествами, брежневский ренессанс, застой 90-х и новое возрождение в XXI веке.
Сейчас столичное метро - крупнейшее в Европе и второе в мире по количеству перевезенных пассажиров. Без него немыслимо представить жизнь Москвы - любой сбой в движении подземки приводит к заторам на поверхности. К счастью, случается такое нечасто.
В честь юбилея 17 и 18 мая по Кольцевой линии пройдут парадом поезда разных лет, на "Партизанской" с 15 по 18 мая будет работать выставка ретро-вагонов, а само метро откроют заново - состоится реконструкция церемонии 1935 года. Более полный список праздничных мероприятий - тут.
Долго запрягают
Метро в Москве появилось спустя полвека после идеи его строительства. В конце XIX века крупные города по всему миру столкнулись с транспортной проблемой. Трамваи и конные экипажи не справлялись с перевозкой стремительно растущего населения.
В 1863 году в Лондоне и 1868 в Нью-Йорке открылись первые линии метрополитена. Они мало походили на сегодняшнее метро. Британцы пустили поезда на паровой тяге между вокзалами Паддингтон и Фаррингдон - через неглубокие тоннели и по земле. В Америке и вовсе построили надземку.
В Москве регулярно подававшиеся проекты строительства метрополитена отвергались в течение почти 50 лет. Нехватка средств, сильное трамвайное лобби в городской думе, потом Гражданская война, когда голод выгнал половину москвичей в деревню... Но в начале 1930-х годов они вернулись и добавились новые.
Население столицы стремилось к четырем миллионам человек, а городской пассажиропоток достиг царских величин. Трамваи той же эпохи, извозчики и первые автобусы с ним не справлялись. Точку поставил сильный снегопад 6 января 1931 года, когда Москва встала в транспортном коллапсе: не ходили ни трамваи с автобусами, ни извозчики.
Экскаваторы и эскалаторы
На проблему обратил внимание Сталин - он поручил недавно назначенному председателю обкома ВКП(б) Кагановичу проработать вопрос строительства метрополитена. В июне тот доложил проект на пленуме ЦК, в августе был образован Метрострой.
Его руководителем назначили главного инженеры строительства ДнепроГЭС Павла Ротерта. Он поставил условие: освободить и направить к нему на работу осужденных инженеров-путейцев. Освободили и направили.
10 декабря во двор дома №13 по Русаковской улице пришли семеро рабочих и вонзили лопаты в мерзлый грунт. Так началось строительство московского метро. На первых порах его можно было сравнить со сложной хирургической операцией вслепую и без рук. Московские улочки той поры были кривыми и узкими, столичную геологию знали на глубину 15 метров, а тоннели должны были проходить на 20-35 м. Там попадались плывуны, сильно осложнявшие работу.
Отчаянно не хватало людей, техники и технологий. К землекопам добавились экскаваторы, но их было мало. С Донбасса доставили проходческие щиты и приспособили их для прокладки тоннелей. Специальный метростроевский щит купили в Англии и по его подобию построили второй.
К 1934-му дело пошло, 90 процентов запланированного объема тоннелей и станций построили за год. Заказы строительства выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу. Всесоюзная стройка активно освещалась в прессе. Метростроевцы стали так же популярны, как парашютисты или полярники.
Несмотря на всеобщий подъем, необходимые станциям глубокого залегания эскалаторы делали всего две фирмы в мире. Метрострой купил один агрегат за 200 тысяч золотых рублей и скопировал, подогнав под свои нужды.
Первым пассажиром московского метрополитена стал 75-летний ветеран русско-японской войны Юда Забровский, пришедший с Земляного вала в Сокольники, чтобы увидеть все своими глазами, и купивший билет №1 серии "А". На несколько лет он стал талисманом метро - его приглашали на открытие новых станций.
Рельсы и дворцы
Построенные перед войной две очереди московского метро поражали пассажиров богатым убранством. Станцию "Маяковская" оформлял Александр Дейнека, ее украшают мозаичные панно на тему "Сутки советского неба" и светильники в овальных нишах. В 1939 году дизайн станции получил гран-при на всемирной выставке в Нью-Йорке, а пассажиры московского метро до сих пор считают "Маяковскую" самой красивой.
16 октября 1941 года, единственный раз в своей истории метрополитен не работал. Немцы рвались к Москве, Каганович приказал подготовить подземку к уничтожению. Часть тоннелей предполагалось затопить, часть - взорвать. Вагоны увезли на восток.
Но обошлось. Вестибюли станций служили москвичам убежищем при бомбежках. За время авианалетов в подземке родилось 217 детей. В мае 1942 года возобновилось строительство новых линий. До конца войны были введены в строй два отрезка пути и семь станций - на них установлены памятные таблички.
К 1954 году построили Кольцевую линию - все в том же стиле "сталинского ампира" с монументальной живописью, скульптурами и авторскими светильниками. В 55-м вышло известное постановление ЦК "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Новые микрорайоны Москвы начали застраивать стандартными пятиэтажками. Типовыми стали и станции метро: их прозвали "стекляшками" или "сороконожками" - по числе колонн в вестибюлях.
В 70-х начался новый этап, где функциональность сочеталась с эстетикой. В оформлении станций вновь появились мрамор, рельефы, живопись и другие художественные решения. Станцию "Свиблово" украсили смальтовыми панно, "Марксисткую" - флорентийской мозаикой, "Перово", - резными мраморными плитами в русском стиле.
Кольца и радиусы
У железнодорожников есть термин "нейтральная вставка". Это обесточенный участок контактной сети, который поезд проходит по инерции. Для московского метро такой "вставкой" стали 90-е годы, когда доделывались проекты, начатые при Советском Союзе.
Затем метрополитен шагнул в новые районы и за МКАД. И с тех пор только плавно разгоняется, как отошедший от платформы электропоезд.
Московский метрополитенВ 2015 метро заговорило голосами известных артистов и телеведущих. На старейшей Сокольнической линии станции объявляют, к примеру, Екатерина Андреева и Армен Джигарханян. В 2016-м заработало интегрированное в структуру метро Московское центральное кольцо со скоростными "Ласточками". Через два года появилась Большая кольцевая линия, разгрузившая пышную Кольцевую.
В 2017-м заработало мобильное приложение метро - с его помощью можно не только узнать расписание или оплатить проезд, но и арендовать самокат на станции назначения. С того же года на линии работают поезда нового поколения "Москва" с теплыми поручнями и маршрутными планшетами.
Кстати
В придачу к 271 действующей станции московского метро есть 49 непостроенных по тем или иным причинам. Одна из них "Лужниковская", должна была располагаться на месте одноименного стадиона.