После победы в Сталинграде, блокировки немецких войск в Крыму и их разгрома под Ржевом стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. При этом и в Москве, и в Берлине готовились к новому решающему сражению. Советскому Союзу необходимо было еще сильнее раздавить тяжело раненую, но все еще сильную фашистскую гадину. Гитлер мечтал о реванше за Сталинград.
Обе стороны понимали, что судьба войны будет решаться на Курской дуге и готовились к этому. Тяжесть первых лет Великой Отечественной во многом была обусловлена превосходством немцев в воздухе - вот этой привилегии их и решили лишить. Тем более, что в грандиозном сухопутном сражении от Белгорода до Орла авиации предстояло решить многое.
3 мая командование ВВС РККА издало директиву об одновременном нападении на все аэродромы противника, где разведка выявила скопление самолетов. Основные силы немецкой авиации необходимо было подавить в первый день - для этого планировалось нанести по каждой цели несколько ударов, дополнив их ночными бомбардировками.
В последующие два дня следовало, не снижая настойчивости, бить как по прежним, так и по вновь обнаруженным целям. "Удары по аэродромам наносить крупными группами, выделяя необходимое количество авиатехники из их состава для подавления зенитной обороны противника", - говорится в документе.
Готовился налет в строжайшей тайне, а высокий уровень организации и взаимодействия позволил провести масштабную операцию силами шести фронтов. К атакам на аэродромы подключили партизан. Ну и, конечно, сработал эффект неожиданности.
Самым успешным было утро первого дня, 6 мая. 434 советских самолета: 112 бомбардировщиков, 156 штурмовиков и 166 истребителей, - одновременно атаковали 171 немецкий аэродром. Гитлеровцы не подозревали о налете, были ошеломлены и поначалу не смогли оказать серьезного сопротивления.
Однако уже к середине дня, когда на аэродромы пошла вторая волна, немцы были наготове: в воздухе дежурили истребители, на земле - расчеты зениток. Тем не менее 6 мая было уничтожено 373 немецких самолета, из них 328 - на земле. Красная Армия потеряла 67 машин.
Утром 7 мая последовал третий удар. В нем участвовало 405 советских самолетов, было уничтожено 122 единицы немецкой авиатехники при собственных потерях в 46 машин. Убедившись, что русские настроены серьезно, командование люфтваффе спешно перевело большую часть бомбардировщиков и транспортников подальше в тыл и тщательно их замаскировало. Взамен на передовые площадки перелетели истребители. Активизировалась работа радиоразведки. Немцы высылали к линии фронта небольшие заслоны, чтобы заранее обнаруживать армады советских бомбардировщиков.
В ночь на 8 мая был произведен четвертый налет. На этот раз добычей советских ВВС стали всего 11 немецких самолетов ценой потери 8 своих. Стало ясно, что немцы подготовились к отражению нападения и в тот же день первый заместитель командующего ВВС РККА Григорий Ворожейкин приказал переключиться с аэродромов на вражескую логистику.
Великая Отечественная война - не блокбастер, где судьбы мира решаются в поединке с главным злодеем или оттого, добежит ли герой до тикающей кнопки. Красная армия ломала Люфтваффе больше года. После майской операции была воздушная битва над Кубанью, где трудно, с потерями достигли если не превосходства, то как минимум паритета. Немалую роль сыграли бомбардировки союзниками немецких заводов по производству синтетического бензина для самолетов. А итогом стало штурмовое красное знамя над Рейхстагом.
Празднование Дня Победы 9 мая 1945 года