Идеи о строительстве метро в Москве появились еще в конце XIX века, но только в 1931 году было принято решение о создании первой очереди. К тому времени метро уже функционировало в крупных мировых мегаполисах, что дало советским строителям возможность выбрать подходящий метод строительства подземных путей и станций: открытый, закрытый или новый траншейный, который в советской литературе называли "московским".
Первая очередь московского метро включала 13 станций, образующих Y-образную линию. В ее состав вошли 10 станций современной Сокольнической линии (от "Сокольников" до "Парка Культуры") и три станции будущей Филевской линии ("Улица Коминтерна", "Арбатская", "Смоленская").
Станции воспринимались как "дворцы для народа", доступные каждому гражданину за 50 копеек. Архитекторы стремились создать иллюзию традиционного пространства, чтобы пассажиры не боялись спускаться в подземку. Колонны, натуральный камень, металлические элементы и различные варианты освещения помогли превратить станции в настоящие дворцовые интерьеры.
Существовали и технические различия: часть станций была колонного типа, а другая - пилонного. Станции колонного типа находились на мелком заложении и имели меньшую нагрузку, что позволяло им быть более воздушными и просторными, как, например, "Кропоткинская", "Сокольники" и "Комсомольская". Исключением была станция "Библиотека имени Ленина", спроектированная с единым сводом, закрывающим платформу и пути.
Первые эскизы старейших станций метро МосквыПилонные станции имели более тяжелые формы из-за глубокого заложения и высокой нагрузки на конструкцию. Вместо колонн использовались мощные пилоны, разделяющие станцию на три нефа.
Архитекторы применяли различные приемы для визуального облегчения этих станций, например, использовали светлые оттенки мрамора и торшеры для освещения, что делало пространство более легким. Однако в 1940-е годы торшеры были заменены потолочными светильниками, что негативно сказалось на восприятии освещения.
В числе прочих проектов особенно выделялся замысел архитектора Николая Ладовского, который разработал оформление станции метро "Дзержинская" (ныне "Лубянка"). В 1935 году, из-за сложного рельефа, на этой станции не удалось создать центральный зал, и она была оборудована лишь боковыми платформами-трубами. Ладовский решил не стремиться к созданию привычного общественного пространства, а, наоборот, акцентировал внимание на динамичности метрополитена, основывая дизайн на образе тоннеля.
Архитектор достиг этого эффекта с помощью освещения и оптических приемов отделки: кольца белого мрамора, переходящие с пилонов на стены тоннеля, повторялись на протяжении всей платформы, создавая ритм, который перекликался с техническим освещением самих тоннелей.
От оригинального художественного решения Ладовского сегодня остался лишь небольшой фрагмент: в ходе реконструкции 1970-х годов станция была преобразована в трехсводчатую и утратила свой первоначальный облик.
Московский метрополитен