В 1990-е художественные ремесла пришли в упадок, и ивановская строчка едва не исчезла как явление. Но в пандемию ее решили возродить. Понаблюдать за работой мастериц и даже создать нехитрый узор по мелкой сетке своими руками можно на экскурсиях в необычной "избе-вышивальне". Ближайшие сеансы состоятся 17 мая во время фестиваля "Русская Венеция", который откроет туристический сезон в Ивановской области. Гости будут гулять по набережной Тезы, любоваться расписными лодками-фараонками и шедеврами лаковой миниатюры.
Холуйская вышивка…И на машинке тоже
Бревенчатый дом, где расположена артель "Холуйская строчка", стоит недалеко от реки. Резные наличники, скрипучие половицы, русская печь - все настраивает на погружение в историю. Готовясь к запуску производства, в избе убрали поздние "культурные наслоения". На чердаке обнаружили трехметровые пяльцы - очевидно, кто-то из старых хозяев был знаком со строчевой вышивкой не понаслышке.
Когда-то в Холуе ею занимались многие. Мужчины писали иконы, женщины выводили кружевные узоры по тонким тканям - льну, хлопку, шелку. Получались красивые рубахи и передники, полотенца, подзоры для кроватей. Ивановская строчка продолжала традиции владимирского монастырского шитья. Использовали в селе и другие техники - белую гладь, ришелье, тамбур (прорезной орнамент, затянутый сеткой).
Старые образцы вышивок и сегодня можно найти в сундуках жителей. Узнав о возрождении промысла, люди стали приносить в артель эти реликвии. Некоторые из них теперь развешаны по стенам наряду с архивными фотографиями. На снимках - пожилые мастерицы с такими же гигантскими пяльцами, молодые сотрудницы холуйской вышивальной фабрики в традиционных плоскодонках, низко севших в воду. На них добирались на работу в разлив. Случалось и соскользнуть в реку от неосторожного движения. По местному поверью, кто окунется в Тезу таким манером, "офараонится" (фараонками на Руси называли русалок) и останется в селе навсегда.
В 1960-1970-е годы на швейном производстве в Холуе работало около 500 человек. Они вышивали не только вручную, но и на машинках. После перестройки фабрика превратилась в фирму "Узоры Холуя", но продержалась лишь около 20 лет, до 2003-го. За это время штат сократился со 180 до четырех человек.
- В советские годы, под крылом Строчпотребсоюза, жилось легко: ткани, нитки и заказы поступали как будто сами собой, до 60 процентов продукции уходило за рубеж, с оплатой не обижали. В девяностые стало непонятно, что и как продавать. До развала СССР в Холуе вышивали блузы из батиста, маркизета и шелка. А тут перешли на постельное белье с минимальным декором. Но наладить стабильный сбыт не смогли, как и другие вышивальные предприятия региона (всего их было 12). Последней обанкротилась, кажется, Шуйская фабрика - в 2023 году… - рассказывает директор Холуйской строчевышивальной артели Илья Семенов.
С разорившихся производств они с компаньоном по бизнесу Александром Саковым собрали бельгийские, немецкие и итальянские машинки для вышивки и мережек. Из Шуи, например, вывезли 42-летнюю Baratto, подходящую для сложных узоров гладью. Пригодились и видавшие виды "прямострочки", от которых отказались швейные компании при модернизации.
Вся артель вместе с "уголком директора" и складом готовых изделий фактически умещается в трех комнатах. За печкой на вешалке красуются отутюженные блузы и платья, большие скатерти и занавески. Гостей встречает манекен в свадебном наряде: для юбки пришлось вышить три метра ткани! Теперь шедевр ждет какой-нибудь состоятельной невесты.
Белым по белому
Ивановская строчка похожа на крестецкую, сохранившуюся в соседней Нижегородской области. И та, и другая выполняются по сетке. Ткань запяливают (то есть натягивают на пяльцы), размечают, затем выдергивают определенные нити и подрезают их так, чтобы получились ровные клетки. Дело, по правде говоря, скучноватое, требующее огромного терпения. Но архиважное: ошибешься в подсчете нитей - испортишь изделие.
- В крестецкой строчке рисунок более крупный, объемный. А в ивановской "шаг" сетки исторически был очень маленький, от двух миллиметров. Сейчас мы берем пять, - объясняет сотрудница "Холуйской строчки" Лиана Агеичева.
Получившуюся решетку перевивают нитями в тон и поверх вышивают рисунок - как правило, геометрический. В дореволюционных образцах угадываются стилизованные цветы, снежинки, веточки рябины, львы и единороги, лошади и петушки, жар-птица, Сирин и Алконост. Теперь заказчикам подавай фантастических персонажей.
- Змей Горыныч, Конек Горбунок, лиса, лев… Однажды знаки зодиака вышивали, - вспоминает Лиана. - Для ивановских земель была характерна строчевая вышивка белым по белому и мелкая аккуратная белая гладь. Но вкусы изменились. У нас часто запрашивают цветную вышивку, гладь с вливанием тонов и комбинации техник - например, глади и ришелье. Иногда выбирают нестандартную ткань - темную или прозрачную. По такой основе трудно вышивать: рисунок не виден. Выкручиваемся…
На традиционную строчевую вышивку приходится примерно треть заказов. Остальное делают на машинке, чаще всего в технике настрочки. Люди охотно покупают салфетки и скатерти с чертополохами и анютиными глазками, березками и лимонами. Отдельные коллекции столового белья создали для ивановской фабрики фарфора "Моя забава" (с мухоморами) и "Гжели" (с цветущим льном) - чтобы текстиль перекликался по рисунку с чашками и блюдцами.
Бывает, клиенты просто присылают в Холуй фабричные рубашки или юбки, чтобы на них вышили оригинальный узор. Предметы базового гардероба стали однотипными, а модницам во все времена хочется выделиться на общем фоне. Готовая одежда с вышивкой - перспективное направление для бизнеса, считает Семенов. Ее можно производить и самим, если найти подходящее швейное производство. Что, как оказалось, не так просто даже в краю текстильщиков.
- Здесь много предприятий, ориентированных на пошив по прямой или под оверлок. Для одежды из натуральных тканей, да еще с вышивкой, нужен совершенно другой цикл производства, другого уровня специалисты, другое качество. Это должен быть более утонченный и дорогой продукт, - отмечает Семенов.
Не меньшая проблема - найти хорошую ткань и нитки. В России лен выпускают довольно узкими полотнищами, сам материал бывает неровным, с перепадами по цвету. Выручает Беларусь. Из отечественных ниток для вышивания доступно только мулине, которое может отлично повести себя при стирке, а может и полинять. Причем подходит оно только для ручной работы. Для машинки приходится закупать китайскую вискозу и полиэстер.
Дело молодое
Вышивальный промысел в Холуе возродили меньше пяти лет назад и, можно сказать, случайно. Ремесло женское, а артель основали мужчины, - еще и не имевшие к нему никакого отношения. Александр Саков и Илья Семенов познакомились через Союз сельской молодежи. Первый по образованию художник-миниатюрист - учился в Холуе, где исторически набирали абитуриентов "на лаки" и на вышивку. Второй окончил Ивановский химтех, защитил диссертацию и трудился на ткацкой фабрике в Тейкове. Когда в стране из-за распространения коронавируса объявили карантин, у ребят появилось свободное время и бизнес-идея. Начали с производства шкатулок с холуйской росписью, наняв несколько надомников. А потом решили привлечь к работе и бывших сотрудниц вышивальной фабрики.
Одна из них, Ирина Комиссарова, стала главным мастером артели "Холуйская строчка". Она щедро делится опытом с молодыми девушками - и на производстве, и в местном институте лаковой миниатюрной живописи имени Н. Харламова. Пока там можно получить по вышивке только среднеспециальное образование, но в перспективе планируют открыть и набор на вузовскую программу. Как-никак многие теперь стремятся получить именно диплом о "вышке". Некоторые мастерицы дистанционно учатся на педагогов или психологов.
- Профессионально вышивке в нашей стране практически нигде не учат. В Городце золотное шитье погибает именно по этой причине. Там пытались воссоздать училище - не нашли педагогов, - подчеркивает Семенов. - Холую повезло. Конечно, набор в институт маленький, и часть девушек идет туда просто за дипломом, а потом зарабатывает маникюром или дизайном бровей. Кто-то замуж выходит: один декрет, второй, третий - "ну и куда мне теперь вышивать"… Но даже если в промысел придет два из десяти выпускников - уже будет хорошо. Без притока молодежи народные художественные промыслы вымрут. На большинстве таких предприятий средний возраст сотрудников - за 60 лет. Когда они выходят на пенсию, процесс останавливается.
Побывать в артели "Холуйская строчка" на экскурсии с мастер-классом можно по предварительной записи через сайт холуйскаястрочка.рф или паблик ВК Холуйская строчка.
Адрес производства: Ивановская область, село Холуй, ул. Советская, 1.
17 мая 2025 года в рамках фестиваля запись визитеров будет организована на специальной стойке у музея холуйского искусства.