Уникальность выставки в том, что одна из картин - "Мадонна во Славе" кисти Яна Провоста вообще могла погибнуть, две другие - "Мадонна с Младенцем" Яна Провоста и "Мадонна с Младенцем" Яна Госсарта (Мабюзе) долгое время находились в фондах музея и тоже могли не дожить до реставрации, сообщает Эрмитаж.
"Мадонну во Славе" художник выполнил в 1524 году для алтаря пророка Даниила в соборе Святого Донациана в Брюгге. Как писала "Родина", судьба у картины непростая. В 1560-х годах всю Фландрию захлестнули религиозные волнения, поэтому полотно спрятали от иконоборцев за фальшстеной. И там она была до конца XVIII века. Обнаружили тайник случайно, в руинах разрушенного собора. Несмотря на повреждения, картину удалось спасти. А в 1850 году она попала в коллекцию Эрмитажа.
После реставрации снова обрела изысканное красочное звучание, а реставрационные работы открыли новые интересные детали в изображении фигур и пейзажа.
Еще одна работа Яна Провоста - "Мадонна с Младенцем". Это выпиленный фрагмент большого алтарного произведения. Реставраторы удалили записи и вернули работе первоначальную чистоту красок XVI века. Над головой Мадонны стала видна переливающаяся корона с драгоценными камнями, а одежды ангелов вновь стали белоснежными.
"Мадонна с Младенцем" Яна Госсарта (Мабюз) вообще считалась утраченной. Но проведенный дендрохронологический анализ датировал доску годами жизни и активного творчества Госсарта. Подлинность подтвердили насыщенный синий цвет одежд Мадонны и тончайшее письмо всей картины, раскрытые от поздних записей и поновлений.
Выставка в Эрмитаже будет работать до 7 сентября.
Сокровища русских частных коллекций XIX века