Памфлет издали в 1809 году, в Санкт-Петербурге, в типографии Шнора, под названием "Основатели новой философии Вольтер, Даламберт и Дидерот, или Энциклопедисты без маски". Однако его автор предпочел остаться анонимом. Вероятно, он побаивался разоблачения, ведь во Франции царили сложные времена, а автор памфлета ставил своей целью "обнаружить писателей, произведших в ученом свете оной великий и столь вредный переворот".
"В своем предисловии он перечислял многочисленные грехи, которые лежат на французских философах-энциклопедистах: "тиранствующая и не мудрая философия подавляет, подтачивает и растлевает возникающие таланты! Ложный вкус разоряет истинные основания! Умы разделяются" и т.д., - информирует РНБ.
Памфлетист находит популярность энциклопедистов странной и по очереди обличает трех главных философов, с которых "срывает маски" "тщательно, верно и со всей возможной точностью". Естественно, быть объективным он не может: жанр памфлета не предполагает объективности".
К моменту публикации в Санкт-Петербурге анонимного памфлета Вольтер давно уже был мертв. Родился Франсуа-Мари Аруэ, таковым являлось настоящее имя Вольтера, в 1694 году, а умер в 1778 году. В 1791 году его прах перенесли в Пантеон. В историю он вошел как великий французский писатель, философ и историк, трудами которого восхищались в России, где они были известны еще с 1720-х годов. Более того, под влиянием его идей в России развилось так называемое вольтерьянство - политическое и религиозное вольнодумство, нацеленное на построение рационального и справедливого общественного устройства, как трактуют его энциклопедии.
Вольтер являлся не только членом Французской академии наук, но и почетным членом Петербургской академии наук. Центральной темой его творчества являлась проблема смысла и цели человеческого существования. Именно Вольтеру анонимный критик и посвятил основную часть своего "труда". В РНБ подчеркнули, что он как бы и не отрицает талант философа, но доказывает, что Вольтер злоупотребил им.
"Целую страницу занимают "про" и "контра": "сведения, приносящие честь его веку, и глупости, посрамляющие воображение самое блистательное; язык самый бесстыдный и отвратительный; творения прекрасные и произведения самые гнусные", - говорят в Российской национальной библиотеке.
Впрочем, о "творениях прекрасных" ничего не сказано. Всю вольтеровскую драматургию сатирик упрекает во вторичности - он, дескать, брал сюжеты у Шекспира и других писателей, - забывая, что и Шекспир, следуя вполне уважаемой традиции, заимствовал сюжеты у предшественников".
Жесткой критике аноним подверг и исторические труды Вольтера, посчитав, что они "любопытны разве что по дерзости и бесстыдству". В итоге критик приходит к выводу, что Вольтер стал жертвой своего самолюбия. Впрочем, подобных развенчаний энциклопедистов в XVIII - начале XIX века выходило немало.
"В России отношение к энциклопедистам и Вольтеру было неоднозначным, - говорят в РНБ. - Опасаясь распространения французского свободомыслия, подобного рода сатиры здесь переводили и печатали охотно.
В то же время интерес к "Энциклопедии" проявил еще Петр I, Екатерина II вела обширную переписку с Вольтером и Дидро, приобрела их библиотеки. Кстати, в РНБ находится кабинет Вольтера с его библиотекой, первоначально хранившейся в Эрмитаже".